3 марта - Всемирный день писателя

3 марта отмечается Всемирный день писателя.
Агентство RT побеседовало с генеральным директором издательства «АСТ-Азбука» Татьяной Горской.
Татьяна Горская рассказала, какие жанры пользуются сегодня наибольшей популярностью у российской аудитории, какие современные писатели претендуют на лавры новых классиков, а также почему молодёжь стала больше читать.
Татьяна Горская объяснила, от чего зависит успех начинающих литераторов. По её словам, благодаря интернету писателям проще находить свою аудиторию, однако, чтобы книга стала бестселлером, поддержка издательств по-прежнему необходима.
— 3 марта отмечается Всемирный день писателя. Какую роль играют сегодня писатели в российском обществе и в целом в мире?
— Как и прежде, книги — это отражение тех или иных событий в обществе и в мире. В этом смысле роман XXI века ничем не отличается от романа, написанного в XIX столетии: с помощью писателей мы погружаемся в мир того времени, эпоху, быт, узнаём, как жили люди, что их окружало, о чём и как они думали, какими они были. Книга — это всегда отклик на запрос читателя, на ситуацию в обществе, выраженный в тексте нерв. Даже фантастические произведения здесь не исключение.
Сегодня мир развивается стремительно, изменилось восприятие времени, темп жизни ускорился, и именно писатели улавливают важное, ключевое в этой гонке. Обратитесь к работам десяти-, пяти-, трёхлетней давности — вы удивитесь, как многое, если не всё, изменилось и как авторам благодаря их цепкому уму удалось это поймать, зафиксировать и сохранить в истории.
Эту неизменную ценность книги как хранительницы смыслов и писателя как проводника через эпохи точно передаёт слоган издательства «АСТ-Азбука»: «Книги на все времена». Литература остаётся мостом между поколениями, позволяя нам не только заглядывать в прошлое, но и осмыслять настоящее, формируя взгляд на будущее.
— Какие российские и иностранные писатели могут стать со временем классиками?
— Современные классики, безусловно, авторы «Редакции Елены Шубиной», редакции Neoclassic и др. Евгений Водолазкин — лауреат множества премий. Его книги анализируют в вузах, ставят в театрах, готовятся экранизации романов «Авиатор», «Лавр». Эти книги давно и прочно обосновались в лонгселлерах.
Это лауреаты и финалисты премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Слово», авторы, получившие широкое признание среди читателей: Алексей Варламов, Михаил Шемякин, Захар Прилепин, Андрей Подшибякин, Наталья Илишкина, Сергей Лукьяненко, авторы новой русской военной литературы Анна Долгарева, Дмитрий Филиппов. Из зарубежных писателей — Пауло Коэльо.
— С появлением интернета, онлайн-самиздата и соцсетей стало ли действительно талантливым авторам проще пробиваться к читателям?
— Разумеется, писатели стали заметнее, у них появились площадки для разговора с читателем. Авторы сразу получают обратную связь от аудитории, присутствуют в информационном поле. Благодаря соцсетям и интернету в целом писатель и издатель идут быстрее навстречу друг другу. Редакторы делятся опытом, профессиональным подходом, издатели обеспечивают автору доступ к большому числу книжных магазинов, книжных фестивалей, ярмарок, задействуют множество маркетинговых инструментов, повышают узнаваемость писателя и т. д.
Сегодня писатель может сделать первый шаг самостоятельно и затем активно продвигать своё творчество, однако сотрудничество с издательством — это важный этап для превращения книги в бестселлер…
Российский читатель очень искушённый, разносторонний, внимательный, требовательный, знающий, разбирающийся, увлекающийся и увлечённый. И именно к мнению читателя редакторы и сотрудники издательств прислушиваются в первую очередь, ведь книги пишутся и выпускаются для него.
— По данным соцопросов, молодёжь сегодня читает даже больше, чем старшие поколения. Какие именно жанры и авторов предпочитают молодые читатели?
— Молодёжь действительно читает активно. Читательская аудитория 16—19 лет — одна из самых вовлечённых и искушённых: в прошлом году доля читателей среди россиян этого возраста превысила 60%, а те, кому 20—24 года, — стремительно движутся к этой отметке…
Согласно нашим данным, продажи молодёжной прозы в 2024 году выросли на 19,8%, что сопоставимо с динамикой роста художественной прозы (18%) и литературы по популярной психологии — 10%.
Среди самых востребованных в последние месяцы - отмеченное премиями произведение Евгения Водолазкина «Лавр» и вечная классика, интерес к которой дополнительно увеличился благодаря
Современная молодёжь тоже разная, у каждого свои интересы, увлечения, предпочтения…
Кто-то предпочитает «уютные романы», кто-то истории о бунтарях… Бунтарство никуда не исчезло, молодые люди, как и старшие поколения в их годы, пытаются познавать мир, все аспекты жизни — не стоит упрощать их интересы. Молодой читатель с удовольствием читает и Young-Adult литературу, и Фёдора Достоевского с Михаилом Булгаковым, и Анну Джейн, и Павла Басинского, и Николая Цискаридзе, и «Человека-бензопилу», и романы Габриэля Гарсиа Маркеса.
— Насколько консервативна литература как вид искусства? Влияет ли на неё мода?
— Литература не живёт сама по себе — это отражение нашей жизни: в книгах фиксируются и сохраняются наши радости, страхи, победы, разочарования… Из года в год они меняются. Есть ценности вечные, есть преходящие, что-то останется с нами навсегда, что-то будет названо данью моде. Тренды появляются и пропадают, какие-то из них становятся классикой. Читатели любой эпохи — при всех их отличиях — удивительно похожи друг на друга...
Сегодня мы наблюдаем рост экспериментальных форматов, влияние цифровых технологий, появление новых жанров и стилистических приёмов. Тенденции, которые определяют другие сферы культуры, находят отражение и в литературе — будь то популярность графических романов, интеграция мультимедийного контента или рост самиздата.
Однако ключевым остаётся одно: вне зависимости от формата и актуальных трендов литература продолжает выполнять свою главную функцию — передавать идеи, эмоции и смыслы, которые находят отклик у читателей.
— Известно, что в дореволюционную эпоху крупные писатели получали очень большие гонорары за свои произведения, неплохо оплачивался писательский труд и в СССР… Как обстоят дела в России? На какой уровень дохода может рассчитывать стабильно издающийся писатель?
— Мы знаем примеры очень достойной писательской жизни. Успех писателя во многом зависит от готовности автора регулярно взаимодействовать с читателем, встречаться лично, онлайн, участвовать во всевозможных активностях, вести собственные социальные сети, быть открытым. У нас есть авторы, которые специально под выход новинки выделяют пару месяцев для плотного общения со своей аудиторией — через собственные соцсети, через ресурсы издательства, СМИ, блогеров.
Сегодня писатели особенно востребованны в смежных индустриях: их книги становятся основой для фильмов, сериалов, театральных постановок. Необычные истории нужны всем, и создают их именно писатели. И за всем этим стоит огромный труд…
В каждой сфере мы можем назвать несколько громких имён — людей, достигших успеха и в медиапространстве, и в финансовом плане. И писатели тут не исключение, а только подтверждение правила. Важно помнить, что успех к автору приходит не сразу: требуется время, терпение и много труда. Мы поддерживаем наших авторов, но на пути к славе важны разные факторы: талант, работоспособность, желание вести диалог с читателями и журналистами и многое другое.

