Почему военные корабли Русской Эскадры в Бизерте не вернулись в Россию?

28.10.2024 11:51

Почему военные кораблиПочему военные корабли Русской эскадры в Бизерте не вернулись в Россию?

Статья первая.

https://proza.ru/2024/10/28/669

 

 

 

К 100-летию спуска Андреевского флага на кораблях Русской Эскадры в Бизерте.

29 октября 2024 года Андреевский флаг снова будет поднят!

 

 

 

Судьба  военных кораблей Русской эскадры в Бизерте

 

 Всех нас мучает вопрос: почему военные корабли Русской   эскадры в Бизерте не вернулись в Советскую Россию, главную республику Советского Союза?

Ведь Россия так нуждалась в них!

   Напомню: на кораблях Русской эскадры в Бизерту прибыли 5849 человек: 648 офицеров. 117 кондукторов, 3836 матросов, 233 гардемарина. 137 кадетов, 13 священников, 626 женщин и 239 детей.

У этих людей и их потомков - очень непростая судьба, полная лишений и личных трагедий.   Жизнь раскидала их по всей планете – они уезжали в Европу, Америку и даже в Австралию.  О них мы рассказываем в наших статьях, книгах, фильмах.

Сегодня поговорим, хоть и очень кратко, о судьбах военных кораблей Русской эскадры.

  Она состояла из 33 кораблей под командованием вице-адмирала М. А. Кедрова. Каждый корабль - со своей историей жизни, со своей боевой судьбой и трагической кончиной, которая началась со спуска своего боевого Андреевского флага 29 октября 1924 года.

В состав эскадры входили:

  • линкор «Император Александр  III», он же «Генерал Алексеев»;
  • крейсер «Кагул», он же  «Генерал Корнилов»;
  • крейсер «Алмаз»;
  • броненосец «Георгий Победоносец»;
  • шесть эсминцев-«новиков»;
  • четыре угольных миноносца;
  • четыре подводных лодки;
  • ряд транспортов и вспомогательных судов.

 

О Русской эскадре в Бизерте написаны сотни статей и десятки книг, снято много документальных фильмов. Но, несмотря на это, в ее четырехлетней истории и в дальнейших судьбах и моряков,  и кораблей  сохраняются «белые пятна».   Мало информации опубликовано и о ходе переговоров советского и французского правительств по вопросу о возвращении эскадры в Советский Союз.

Основные документы Эскадры до сих пор хранятся в архивах Франции.

Вот что воссоздано российскими исследователями на основе документов из фондов Российского Государственного Военного Архива, а также других Архивов и опубликовано в интернете.

 

Напомню…

16 ноября 1920 г. корабли и суда Черноморского флота, вышедшие из портов Крыма, сосредоточились на Константинопольском рейде.  Часть моряков, выполнив свой долг и доставив  Русских людей в Турцию, решила вернуться обратно в Россию.

21 ноября 1920 г. Черноморский флот переименовывался в Русскую эскадру.

1 декабря 1920 года правительство Франции приняло решение направить  Русскую эскадру в своюю военно-морскую базу в тунисском городе  Бизерта.

 

31 декабря 1920 года в командование Эскадрой вступил контр-адмирал М. А. Беренс, так как М. А. Кедров отбыл в Париж для решения вопроса о ее статусе, финансировании и дальнейшей судьбе.  

Поскольку все расходы на содержание Эскадры взяло на себя французское правительство, то   оно решило компенсировать свои затраты и начало распродавать русские суда.

В августе 1921 года Эскадра лишилась наиболее ценного из них,   плавзавода «Кронштадт», французы увели его в Тулон и переименовали в «Волкан».   

Следующей жертвой стал транспорт «Дон» – в мае 1922 года его продали итальянской компании.

В декабре 1922 за ним последовал транспорт «Добыча», также проданный итальянцам.

11923 год.

  В феврале итальянские компании   приобрели портовые ледоколы «Джигит», «Всадник», транспорт «Якут» и буксир «Голланд».

В апреле     были распроданы другие  транспорты, пришедшие в Бизерту.

В мае    проданы канонерские лодки «Страж» и «Грозный».

1924 год.

В феврале   Морское министерство Франции приобрело ледокол «Илья Муромец» и танкер «Баку».

В марте     французская компания купила ледокол «Гайдамак».

 В апреле    Министерство торговли и мореплавания Франции стало владельцем спасательного судна «Черномор».

В июне итальянской фирме было продано посыльное судно «Китобой». 

 

24 октября  1924 года правительство Франции ( премьер-министр Эдуард Эррио)  официальной нотой признало правительство СССР «де-юре на территориях бывшей Российской империи, которые признают его власть».

28 октября 1924 года между Францией и Советским Союзом были полностью восстановлены дипломатические отношения. В Париж были направлены советские дипломаты во главе с Г. В. Чичериным, позднее  советско-французские переговоры возглавил Л. Б. Красин.

Одним из первых вопросов, который был поднят на переговорах советскими дипломатами, стал вопрос о судьбе кораблей Русской эскадры в Бизерте. До этого Советский Союз несколько раз заявлял о своих правах на Эскадру, но тогда во Франции на эти заявления не обращали внимания.

После восстановления дипломатических отношений между Фрвнцией и Советским Союзом  Франция признала, что военные корабли должны быть возвращены  в  Советскую Россию.    

29 октября 1924 года  в 17 ч 25 мин  на военных кораблях были спущены Андреевские флаги.  

30 октября эскадра была официально расформирована.

3 ноября Михаил Андреевич Берег подписал последний приказ под номером 147.

ПРИКАЗ № 147 Вр.и.д. Командующего Русской эскадрой

 3 ноября 1924 г. Порт Бизерта

э.м. «Дерзкий»

N 147

"Русская Эскадра прекратила свое существование. Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента, но судьба решила иначе.

Я считаю своим долгом отметить то спокойное достоинство, с которым личный состав встретил это последнее и самое тяжелое испытание.

4-х летняя совместная жизнь в ненормальных условиях не могла не связать личного состава. Чтобы не терять впредь связи между собой, предлагаю всем уезжающим из Бизерты оставлять свои адреса в Штаб или по устройстве на месте сообщать их в Штаб.

После ликвидации Штаба будет организован какой-нибудь центральный орган, о чем будет своевременно сообщено всем уехавшим.

Пользуюсь случаем, чтобы принести сердечную благодарность всем моим сослуживцам и соплавателям и пожелать им успеха в устройстве их личной жизни до счастливого момента возвращения на родину, надеждой на который мы все живем.
Контр - адмирал Беренс".

 

В последующие дни корабли передали французам на хранение, а последние русским офицеры и матросы их покинули.

 

 А в это время в России…

 

В   Советском Союзе    приступили к восстановлению Рабоче-крестьянского красного флота (РККФ).  Если на Балтике корабли сохранились и были созданы Морские силы Балтийского моря (МСБМ), то на Черном море этот процесс был сопряжен с огромными трудностями.

 Нарком по военным и морским делам М. В. Фрунзе писал об этой ситуации:

«На долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате мы лишились большей и лучшей части материального состава, огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота еще большую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли целый ряд баз и, наконец, потеряли основное ядро рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет».

Еще 8 июля 1924 года М. В. Фрунзе написал наркому иностранных дел Г. В. Чичерину, что корабли Русской эскадры после возвращения следует поделить следующим образом: линкор, четыре подводные лодки, транспорт «Добыча» и два сторожевых катера вернуть в состав МСЧМ, а крейсер перевести на Балтику.  Эсминцы (типа Новики) он предлагал отдать МСЧМ либо поделить их между флотами – два на Балтику, четыре на Черное море.

Поскольку на содержание Эскадры выделялись средства из французского государственного бюджета, то представители Франции на переговорах  тогда, осенью 1924 года заявили, что правительство Э. Эррио было бы очень радо до конца 1924 года избавиться от этого бремени.

 Из письма Г. В. Чичерина   в Москву: «по имеющимся сведениям французское правительство заинтересовано как можно скорее спихнуть с рук Бизертинские суда с тем, чтобы с 31 декабря не нести по бюджету никаких расходов в связи с хранением судов».

   Тогда никаких финансовых претензий к Советскому Союзу у  правительства  Франции не было, оно выражало готовность вернуть корабли в полную собственность Советского Союза. Г. В. Чичерин написал 12 декабря 1924 года М. В. Фрунзе: «Интересно упомянуть, что Эррио ни одним словом не упомянул о каких-либо ограничениях или условиях относительно увода судов в те или иные порты».

Советские представители на переговорах заявили, что готовы принять все расходы по дальнейшему содержанию кораблей на себя, если правительство Франции гарантирует их возвращение в Советский Союз.

Для решения этих вопросов 20 октября   1924 года в Париж направили советского военно-морского дипломата (атташе) в Лондоне Евгения Андреевича  Беренса, брата командующего Русской Эскадры Михаила  Андреевича Беренса. В ходе  встреч  с бывшим морским русским дипломатом  во Франции В. И. Дмитриевым, с которым он и раньше был в переписке,   он получил ценнейшую информацию о состоянии кораблей  Эскадры. В. И. Дмитриев дал  ему  подробные характеристики командирам кораблей и офицерам Эскадры и сообщил о техническом состоянии кораблей.

Как докладывал Е. А. Беренс в своем рапорте, опираясь на информацию  В. И. Дмитриева, ситуация с кораблями складывалась следующим образом:

 линкор мог дойти т.н. «экономическим ходом»; крейсер «Кагул»  тоже способен   выполнить переход; «Алмаз» признан малопригодным; эсминцы «Дерзкий», «Пылкий», «Беспокойный» после ремонта могли дойти сами; «Гневный», «Поспешный» и недостроенный «Цериго» могут дойти на буксире; из трех старых миноносцев  «Жаркий», «Звонкий» и «Зоркий» последний никуда не годится,  можно сделать  из трех два и тоже привести их на буксире.  Подлодки и  броненосец «Георгий Победоносец» могли дойти самостоятельно при условии установки новых аккумуляторов на подлодках и производства ремонта на броненосце.

Е. А. Беренс особо отметил работу экипажей по сбережению кораблей и  добавил,  что «все указанные суда были недавно в доке и по корпусу исправны».

Завершался рапорт Е. А. Беренса замечанием о том, что  проданные французами ледоколы «Илья Муромец» и «Минин» и спасательное судно «Черномор» «надо немедленно потребовать обратно, т. к. эти суда хорошие и могли бы пригодиться хотя бы для буксировки тех эсминцев из Бизерты, которые не могут идти самостоятельно».

Еще при первой встрече с премьер-министром Э. Эррио Л. Б. Красин заявил, что советская «комиссия должна на месте освидетельствовать суда, вступить во владение ими и своим собственным распоряжением принять меры к направлению судов… в советские порты, частью в некоторые иностранные порты, частью для реализации и разборки».

Им было отмечено, что «товарищи моряки высказывают опасение, кабы французское правительство не придало нашей комиссии лишь характер экспертной комиссии без прав вступления во владении самими кораблями».

 Л. Б. Красин сообщил также, что 17 декабря начальник французского морского штаба Де-Монзи в беседе с ним впервые упомянул «о громадных международных затруднениях, с которыми будет связана передача судов нам и увод их из Бизерты».

Для решения вопроса о передаче эскадры во Франции была собрана комиссия в составе А. Н. Крылова, Е. А. Беренса, А. А. Иконникова, П. Ю. Ораса и Ведерникова.

С 6 декабря 1924 года при участии Л. Б. Красина начались совещания в Париже.   Первоначально «камнем преткновения», вызвавшим задержку решения вопроса передачи кораблей, стал вопрос их ремонта. Правительство Франции согласилось вернуть Эскадру безо всяких выплат и компенсации затрат на ее содержание, но при условии проведения  работ по восстановлению кораблей – за счет советской стороны – в верфях французского порта Тулона. По   мнению французов, это явилось бы  «компенсацией» затрат   Франции на  содержание  кораблей Эскадры в 1921-1924 годах.

 

И советская комиссия прибыла в Бизерту…

 

С 28 декабря 1924 года члены советской комиссии приступили к работе в Бизерте. Они внимательно осмотрели все корабли и определили, что для возвращения в СССР пригодны  линкор, крейсер, шесть «новиков» и четыре подлодки. В докладе комиссии отмечалось, что «наиболее ценные корабли могут быть приведены в состояние, пригодное для увода, через 2-3 месяца» .

Все остальные корабли и суда члены комиссии предлагали продать на  слом.

  Советская комиссия уплатила французам счет за охрану русских кораблей за октябрь-декабрь 1924 года в размере 44 000 франков и 8 января 1925 года вернулась из Бизерты  в Париж.

  В январе 1925 года А. Н. Крылов сообщил советнику посольства Дафтяну в ответ на требование ремонта кораблей в Тулоне, «что мы этого предложения принять не можем».

Пока комиссия работала в Бизерте и  Париже, в СССР полным ходом шла подготовка к возвращению кораблей. Для этого был сформирован отряд из 250 командиров и краснофлотцев. Начальником «отряда судов Черноморского флота, находящихся в Бизерте» назначили военного моряка (военмора) М. В. Викторова, комиссаром – А. А. Мартынова. Их и буксиры планировалось доставить в Бизерту к 15 марта 1925 года. В докладе комиссии также отмечалось, что срок ремонтных работ может быть сокращен до одного-двух месяцев при активном использовании наших команд. Для буксировки кораблей планировалось привлечь ледоколы «Степан Макаров» и «Федор Литке».   Ожидалось, что работы по переводу кораблей в Советскую Россию займут не менее трех месяцев.

Но дело затягивалось, и 31 декабря 1924 года М. В. Фрунзе распорядился  «фрахтовку отложить».

 

И наступил 1925 год…

 

2 января 1925 года из советской дипломатической миссии во Франции пришло сообщение о том, что Э. Эррио 31 декабря снова подтвердил обязательство французского правительства вернуть корабли эскадры. В сообщении отмечалось, что «события могут принять быстрый оборот, поэтому необходимо: 1) Обеспечить кредиты на починку и увод буксирами, 2) Выяснить отношение Турции к проходу через проливы».

Необходимые средства были изысканы. Положительно решился и вопрос с проводкой кораблей черноморскими проливами, разрешенный по дипломатическим каналам, так как в справке НКИД (Наркомат иностранных дел) отмечалось согласно международных договоров «строго юридически черноморские державы имеют право сколько угодно проводить кораблей через проливы».

10 февраля 1925 года морское командование  СССР сообщило НКИД о том, что «суда Бизертской эскадры являются составной частью нашего Черноморского флота».

 Так что же случилось в 1925 году? Почему корабли не вернулись?

 (продолжение следует)

Николай Сологубовский. 28 октября 2024 года. Бизерта.

 

 

 

  Почему корабли Русской Эскадры не вернулись на Родину?   

Статья вторая

https://proza.ru/2024/10/28/756

 

Статья первая.

https://proza.ru/2024/10/28/669




0
0
0



Комментировать