"РАЗДАВИТЬ ГАДИНУ".
РАЗДАВИТЬ ГАДИНУ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ
С непреходящим ощущением дежавю наблюдаю кампанию по настойчивому продвижению в массы наследия русского философа Ильина.
В первых же строках поясню, что ничего не имею против изучения его наследия и популяризации отдельных его благих идей.
Странно было бы шарахаться от каких бы то ни было знаний. Изучать надо всё, имевшее значение и влияние: будь то Ильин, писатель Шмелев, поэт Мережковский или даже Кнут Гамсун, поддержавший, напомню, нацизм куда более очевидным образом, чем русские его коллеги, названные выше. Но когда у Михаила Шолохова (участника Отечественной, полковника Красной армии, чья мать была убита во время бомбежки) спросили уже после войны, как он относится к Гамсуну, тот ответил, что это сильный писатель и нет никаких причин отрицать данное обстоятельство. Гамсуна изучали в советских вузах, и это было признаком нашей интеллектуальной силы.
Меня однако смущает другое.
А именно: кампания по шельмованию всех тех, кто на продвижение Ильина смотрит чуть строже, чем автор этих строк.
«Левачки», «пятая колонна», «враги Путина», «работают на Украину» – так говорят и пишут об этих людях в ежедневном режиме.
Вы серьезно?
Ощущение дежавю у меня возникло в связи с тем, что я помню подобного толка кампании, что проводили российские либералы в 90-е годы касательно тех, чьи взгляды им были невыносимы.
«Красно-коричневое отребье», – так они называли нас. «Раздавить гадину!» – так они требовали, глядя на противников либерализма. «Они против Президента!» – поясняли они.
Вы скажете: тоже мне сравнил.
Рискну объяснить, отчего такие сравнения приходят на ум.
Можете заказать любому социологическому центру опрос русских людей на две темы.
Для начала: поддерживают ли они изучение Ильина.
А затем, например, поддерживают ли они возвращение памятника Дзержинскому на Лубянку.
Могу ошибаться в предполагаемых результатах данных опросов, но непринципиально.
За возвращение памятника Дзержинскому выскажется на менее 60 процентов, а за изучение Ильина – ну, например, 15.
И в этом смысле аналогии с либералами, увы, вполне себе действенны.
Те называли «красно-коричневым отребьем» две трети населения, имея при этом уровень поддержки своих идей процентов максимум в 15.
Нынче обзывают «левачками» и с чувством необоримой брезгливости «совецкими» всё те же две трети населения. Русских людей! Но что вы за «русские националисты» такие, если вы так презираете русских?
Понятно, что чувство «исторической правоты» (как вы её понимаете) наделяет вас необычайной убежденностью, но как бы в самой постановке вопроса не таилась ошибка.
Наших благополучно отбывших либералов, держателей дискурса 90-х, и наших правых консерваторов, что нынче претендуют на создание идеологии, – втайне единит одна черта. И те и другие – тайные или явные сторонники сословности.
И для тех, и для других существует «аристократия духа» (они) – и остальные. Если остальные чего-то не понимают – то они быстро переходят в разряд «хамов» и «совков». Но это, повторюсь, обычные русские люди.
Если вы, господа, действительно против деления на красных и белых, как вы это декларируете, то – вот моя рука. Мы со товарищи готовы поддержать вас в деле изучения наследия Ильина. Мы готовы уважительно говорить и писать об этом или, если вам угодно, преподавать наряду с вами на ваших кафедрах – со всем, как говорится, научным уважением к изучаемому предмету и тем более – к идее русского консерватизма, которую мы разделяем всецело.
Ну а вы вместе с нами инициируете возвращение памятника Дзержинского на Лубянку. В рамках национального примирения, коего мы все взыскуем.
Но если всё-таки нет, то результаты вашей деятельности однажды неизбежно приведут к печальным результатам.
Наступит тот срок, когда вы публично и хором потребуете «раздавить гадину»: всех тех, кто вам мешает. Это и станет вашим историческим поражением. Давить русских людей нехорошо. Даже если вы лично назначили русскими исключительно самих себя, а остальным приказали определяться.
Русские люди сами определятся. Никому мало не покажется.
Захар Прилепин