СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

XVI съезд Союза писателей России

20.02.2023 18:04

10-11 февраля 2023 года , в Москве в Центральном Доме литераторов имени А.А. Фадеева, прошёл XVI съезд Союза писателей России.

Работа съезда началась с исполнения гимна Российской Федерации.

Съезд открыл с отчётного доклада председатель Союза писателей России Николай Иванов. Он отчитался перед присутствующими в зале делегатами и гостями съезда о работе Союза писателей России, рассказал о проблемах и успехах за прошедшие пять лет, с того момента, как он возглавил Союз писателей России.

Затем с приветственным словом к делегатам и гостям съезда обратился президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Он в частности сказал:

«Союз писателей России – это крупнейшее писательское  объединение в нашей стране, членами которого являются более восьми тысяч человек. Фактически во всех регионах есть его отделения. И первыми представителями наших отделений Союза писателей России были образованы в Донецкой и Луганской народных республиках.

Особенностью нашего Союза, я подчёркиваю – нашего Союза, является традиционная верность служения отечеству и многонациональной российской культуре. Союз писателей России не редко и, на мой взгляд совершенно справедливо, называют – Союзом державников, государственников. <…>

Сегодня, как никогда, мы должны вернуться к тем предложениям Российского книжного союза и поддержанного президентом России Владимиром Путиным о создании государственной поддержки чтения, и отдельной программе поддержки детского чтения. Президентом были даны соответствующие поручения, и я думаю, наши совместные работы в этом плане должны быть продолжены.

Второе, на что я хотел бы обратить внимание – это снятие так называемого НДС –  налог на товарную стоимость на книги. До 2001 года НДС на книги не было, и только господин Касьянов ввёл налог на книги, и я думаю, что сегодня настало время, чтобы Союз писателей России поставил перед правительством этот вопрос».

 Далее Сергей Степашин поблагодарил Союз писателей России и лично Николая Иванова за писателей, принимающих участие в Специальной военной операции на Украине. Он напомнил, что Лев Николаевич Толстой и Михаил Юрьевич Лермонтов были не только писателями, но и воинами. И в обеих чеченских кампаниях никем не были тронуты только два музея – это музеи Толстого и Лермонтова.

«И давайте мы всё-таки поймём, что сегодня тот вызов, что получила наша страна, сравним с вызовом Великой Отечественной войны», – сказал в заключение Сергей Вадимович. 
Затем с открытием Съезда писателей поздравил  начальник департамента управления президента России по общественным проектам Николай Синцов. В своём выступлении он дал высокую оценку деятельности Союза писателей России. Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев также выразил слова поддержки в адрес Союза писателей России и отметил ту важную роль, какую в литературном процессе играют  литературные журналы. «Литературные журналы должны сохраниться как творческие центры, поскольку там происходит не только работа с текстом, но и появление и воспитание новых писателей», – сказал он. 
Бурными овациями участники съезда встретили выступления мэтров отечественной литературы Станислава Куняева, Александра Проханова и Владимира Крупина.

Александр Проханов сказал:

«Сегодня перед писателями стоит огромная задача осмысления нынешних событий в России и мире. Журналисты фиксируют реальность, а осмысливать её, дать духоподъёмные образы, призваны писатели. Сегодня это налагает на писателей особую ответственность».

 Станислав Куняев сказал:

«Россия в отличие от многих стран мира – страна слова! Неслучайно наша литература начинается с труда «Слово о Законе и благодати». Писатели являются хранителями и носителями слова».

 «Лишь бы нам не потерять связь со словом. Мне тревожно, что сегодня мир скудеет, как скудеют реки и ручьи. И только Россия стоит как остров, омываемый творческими усилиями своих сыновей и дочерей». 
С огромным вниманием участники съезда выслушали слова руководителя Московской городской писательской организации, главного редактора «Литературной газеты» Максима Замшева, главного редактора издательства «Вече» Сергея Дмитриева и председателя Национальной Ассоциации драматургов Юрия Полякова.
Сергей Дмитриев говорил о том, что сегодня всё ещё нет одобренного списка литературы для школьной программы, нет заказа на литературу. В завершении своего выступления Серей Николаевич предложил создать единый цифровой портал, единую электронную площадку для всех писателей России.

В продолжение темы о школьной программе, хорошим и обнадёживающим началом, стало сообщение первого секретаря Союза писателей России Геннадия Иванова о том, что Председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов введён в состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, и уже провёл большую работу по возвращению в школьную программу произведений «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Поднятая целина» Михаила Шолохова».


Юрий  Поляков в своём выступлении сказал:

«Нашей Ассоциации драматургов исполнилось пять лет. А до этого, как ни странно, не было никакого общефедерального объединения драматургов. Нам за пять лет удалось кое-что сделать, а главное – это наш конкурс «Автора на сцену», который мы проводили при поддержке организации «Театральный агент». По итогам конкурса были определены десять пьес победителей, которым выдавались соответствующие дипломы, а под дипломы давали по миллиону на постановку этих пьес. Но это было до известных событий, сейчас конечно ситуация более сложная.

Я вам хочу сказать, что ещё в 2017 году мы проводили первый конкурс «Автора на сцену», где были представлены очень интересные и сильные пьесы, посвящённые событиям на Донбассе. Но все наши попытки предложить эти пьесы театрам даже с миллионом, конечно для Москвы эти деньги смешные, но для регионального, того же скажем, Рыбинского театра, это деньги на которые можно поставить хороший спектакль, они не увенчались успехом.

С чем это связано?

 Я думаю, что это связано с тем, что за тридцать лет культурная политика в нашей стране во многих областях – в литературе и в том же театре – была направлена не на укрепление патриотического сознания, не на сплочение общества, не на подготовку общества к возможным испытаниям, а наоборот – на его разложение и внедрение в него нездорового динамизма.

Это легко подтверждается тем фактом, что письмо против проведения СВО, вышедшее в марте прошлого года от театральных деятелей, от руководителей нашего Всероссийского театрального общества, подписали ведущие худруки, режиссёры, продюсеры и так далее. Театр сейчас находится в руках людей, которых интересует в лучшем случае только их профессия и самовыражение, а судьба отечества их не интересует».


Бурными аплодисментами делегаты и гости съезда приветствовали писателей, награждённых высшей наградой Союза писателей России – нагрудным Знаком «За заслуги в литературе», а так же получивших награды от Российского книжного союза и Министерства обороны России. Председатель Союза писателей России Николай Иванов вручил медали от Министерства обороны России заместителю председателя Союза писателей России Сергею Котькало и писателю из Белгорода Сергею Бережному. Также Николай Иванов сообщил, что ещё есть третий кавалер медали от Министерства обороны России – это  секретарь Правления Союза писателей России, поэт Алексей Шорохов, но он ушёл добровольцем на фронт. 
Не остались без внимания и приветственные телеграммы от различных учреждений, ведомств и должностных лиц: от первого заместителя руководителя Администрации президента России Сергея Кириенко и  советника Президента Российской Федерации по вопросам культуры    Владимира Толстого. Руководитель литературной студии «Отдушина» при Министерстве иностранных дел России Владимир Масалов зачитал послание съезду от министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
С огромным вниманием делегаты и гости съезда слушали выступления руководителей отделений Союза писателей России – Союза писателей Союзного государства России и Беларуси, первого заместителя Председателя Союза писателей Республики Беларусь Елены Стельмах, Председателя Союза писателей Чеченской Республики Аламахада Ельсаева, и нового Донецкого отделения Союза писателей России Фёдора Березина.
Елена Стельмах отметила, что в литературном процессе Республики Беларусь набирает новую силу детская литература, растёт интерес к публицистике. В заключение своего выступления Елена Анатольевна поблагодарила Николая Иванова за неустанное продвижение в России книг белорусских писателей. Николай Иванов предложил от братского Могилёва учредить премию «Буйническое поле», именно над этим полем был развеян прах Константина Симонова. Аламахад Абдул Хамидович рассказал, какое огромное значение имеет литература в Чеченской Республике. Чеченским писателям выделен самый красивый особняк в центре Грозного, в писательской организации имеется свой расчётный счёт, служебные автомобили, а в конце года, лучшему чеченскому писателю, руководитель Чеченской Республики Рамзан Кадыров лично дарит коня. Председатель Правления Донецкого отделения Союза писателей России Фёдор Березин рассказал присутствующим в зале о недостатках в работе по военно-патриотическому воспитанию населения Донецкой Народной Республики.
Совет молодых литераторов на съезде представлял руководитель молодых литераторов Андрей Тимофеев. Он рассказал о совместной работе Совета молодых литераторов с Союзом писателей России и Ассоциацией Союза писателей и издателей на Всероссийском совещании молодых литераторов в Химках. Также он отметил, что подобные мероприятия должны проходить с участием краеведов, филологов и читателей.
Среди других намеченных в рабочей программе съезда вопросов были два основополагающих – это внесение изменений в Устав Союза писателей России, приведённого в соответствие с действующим законодательством, и избрание руководящих органов Союза писателей России. Единогласным решением 155 делегатов из 155 возможных, новая редакция Устава была принята, а руководителем Союза писателей России единогласно переизбран действующий Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. Первым секретарём правления Союза писателей России единогласно избран так же действующий первый секретарь правления Геннадий Иванов. Николай Фёдорович и Геннадий Викторович Ивановы – однофамильцы. 
Председателем Высшего творческого совета Союза писателей России избран писатель Владимир Крупин.
В заключительном слове вновь переизбранный на пять лет Председатель Правления Союза писателей России Никола Иванов сказал: «У нас нет перепутий и тупиков – мы точно знаем, куда и с кем идём. Мы – всегда в движении и устремляемся только вперёд!»

https://proza.ru/2023/02/16/520

 

Завершил работу XVI съезд Союза писателей России, состоявшийся в Центральном Доме литераторов. Все намеченные в рабочей программе вопросы были плодотворно обсуждены и утверждены, в том числе основополагающие – принятие новой редакции Устава, приведённой в соответствие с действующим законодательством, и избрание руководящих органов. Руководителем Союза писателей России единогласно переизбран действующий председатель правления СПР Николай Фёдорович Иванов (155 голосов делегатов из 155 возможных), с чем мы сердечно его и поздравляем!

Очень ярко и промыслительно прозвучали выступления «старейшин» русской литературы – Станислава Юрьевича КуняеваАлександра Андреевича ПрохановаВладимира Николаевича Крупина.

С приветственными обращениями выступили: президент Российского книжного союза С.В. Степашин, начальник департамента Управления Президента РФ по общественным проектам Н.В. Синцов, председатель Общественного Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ В.А. Фадеев, председатель Союза журналистов России В.Г. Соловьёв и др. В их выступлениях прозвучала высокая оценка работы Союза писателей России и признание его твёрдой и верной гражданской и творческой позиции.

Эмоциональный и информативный ряд последующих выступлений – руководителя Московской городской организации Максима Адольфовича Замшева и руководителей региональных организаций СПР дал полную картину всей деятельности организаций за прошедшие пять лет. Внимательно выслушали делегаты и гости съезда слова председателя Национальной ассоциации драматургов Юрия Михайловича Полякова, главного редактора издательства «Вече» Сергея Николаевича Дмитриева и др.

Торжественными, но очень радостными моментами мероприятия стали вручения наград от Российского книжного союза, Министерства обороны РФ и награждение высшей наградой Союза писателей России – почётным Знаком «За заслуги в литературе».

Не остались без должного внимания и поздравительные письма от различных организаций и ведомств. И замечательно, что вся работа съезда была запечатлена Кинопродюсерским центром СПР для сохранения памяти о ключевых событиях истории нашей организации – старейшего и самого многочисленного писательского Союза страны.

Делегаты единогласно утвердили новое правление, в состав которого был внесён дополнительно и статус «кандидат в члены правления», и изменения в количестве сопредседателей СПР. Все другие вопросы деятельности Союза тоже были рассмотрены детально и утверждены единогласно.

Следует отметить, что голосование по всем вопросам программы съезда было удивительно единодушным и солидарным, что позволяет говорить о здоровой атмосфере и правильном курсе организации. Да и более чем весомый багаж реализованных планов основательно укрепляет позицию и авторитет СПР. Тем более, что к этому добавляются новые планы, новые идеи, новые устремления на ближайшие годы, что подтверждает удивительно точное и ёмкое утверждение нашего руководителя: «У нас нет перепутий и тупиков – мы точно знаем куда и с кем идём!»

Нина Попова

http://pisateli-rossii.ru/novosti/itogi-xvi-sezda-soyuza-pisatelej-rossii/

 

 

 

Слово и бессловесность

 

обращение к XVI съезду Союза писателей России

 

 Александр Проханов

 

 

В советской литературе было два могучих, мощных направления. Тогда они назывались "городская проза" и "деревенская проза".

Кумиром городской прозы был Трифонов.

Кумирами деревенской прозы были Распутин, Белов, Астафьев.

Два этих великих направления рассматривали роль государства в судьбах народов, в судьбах культуры, в судьбах поколений. Трифонианцы — городская проза — винили государство за избиение ленинской гвардии, за подавление того раннего революционного пыла, процесса, который воспламенил Гражданскую войну и, казалось бы, захватил всё русское будущее. Этот процесс был подавлен, многие были истреблены. Сталин покончил с этой стихией и создал новое государство.

 

Деревенская проза мучительно переживала конец русской деревни, а вместе с ним и русского уклада — ущемление и подавление русского сознания, русского мироощущения, русского чувства, русской семьи, русского говора. Деревенская проза тоже винила государство, которое своей жестокой коллективизацией, поборами, давлением на крестьян разоряло деревню.

 

Эти два направления пестовались государством, среди них были лауреаты, орденоносцы, их приглашали в Кремль. Тем не менее, они неявно, тайно, глубинно предъявляли укоризну государству.

 

И оба эти направления исчезли вместе с исчезновением советского государства. Исчезла ось координат, относительно которой они существовали и враждовали, создавали в нашей культуре, литературе важнейшее, интереснейшее, интенсивнейшее напряжение, за счёт которого и плодоносит всякая живая культура: она живёт полюсами, живёт столкновениями, и в этих столкновениях обретает себя.

 

А что же теперь?

 Я присматриваюсь к современному литературному процессу и ищу, есть ли в нём направления, есть ли тенденция, есть ли крупные литературные группировки, в которых зреют новые философские концепции, новые культурные модели. И пока их не нахожу. Может быть, потому, что я недостаточно зрячий, недостаточно ясно видящий.

Но они непременно появятся. А какая ось координат возникнет для того, чтобы вокруг неё вскипели, взорвались, зашумели эти две извечные русские тенденции — левое и правое, земное и небесное?

Сегодня наше государство, оказавшись неподготовленным к украинской войне, столкнувшись с огромным количеством трудностей — внешних, внутренних, военных — стремительно перестраивается. Эта перестройка происходит где-то планово, а где-то спорадически. Она мучительна. Государство меняет кожу. Уходят одни элиты, появляются другие. Меняются репутации: одни рушатся, другие возникают.

 

В этой схватке ломаются конструкции, упорно возводимые после 1991 года. И эти балки, двутавры, перекрытия падают нам на головы. Появляются новые персонажи, новые герои. Старые уходят. Появляются новые мученики. Новые ясновидцы. Появляются новые предатели, изменники. Появляются новые скопидомы. Новые таинственные маги и волшебники. Идёт строительство новой типологии человечества. Возникают новые ситуации, в которых все эти новые типы участвуют.

 

Время перемен поистине драгоценно для художника. Всё остановившееся, всё зашифрованное, покрытое чехлами стабильности вдруг лопается. Чехлы распадаются, и вся реальная общественная требуха вываливается на поверхность. Хватай её, пиши, находись в гуще всего этого.

 Ну и, конечно, погибай при этом. Если ты заглянешь в жерло пушки, которая собирается выстрелить, готовься к тому, что она оторвёт тебе голову.

Это удивительная возможность для сегодняшнего литературного процесса, для сегодняшнего художника. И не просто возможность, а вменённое глубинное свойство и обязанность художника — зафиксировать этот процесс, Эта возможность является неповторимой. Особенно для молодого поколения.

 

Конечно, время не исчезает бесследно. Его фиксируют в декларациях съездов, крупных конгрессов. Его фиксирует журналистика, фиксируют постановления и указы. Но по-настоящему время фиксирует только литература.

У Бунина в "Жизни Арсеньева" есть эпиграф. Он взят из русской летописи, из русского сказания: "Вещи и дела, аще не написаныи бывают, тьмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написания же яко одушевления…" 

Литература не даёт исчезнуть времени.

 Она не даёт пропасть истории.

Она воскресительна. Она из мёртвых поднимает целые исторические эпохи. И это огромная возможность для сегодняшнего русского литературного процесса.

 

Есть вторая удивительная задача, удивительная миссия литературы. Мы видим, как угасает язык. С исчезновением традиционной русской деревни исчез восхитительный русский язык, который питал и русскую дворянскую литературу, и мещанскую, и разночинную. Исчез народ-языкотворец, живший в деревнях.

Пришёл язык журналистики — язык гуттаперчевый, целлулоидный, с огромным количеством англицизмов, с ничтожным количеством образов, с быстрым переходом от подлежащего к сказуемому… Это бедный язык, мобильный язык, на котором можно выписать рецепт слабительного или снотворного.

 А где вещий русский язык? Кто его сохранит? Кто сбережёт? Что нас ждёт впереди: волшебное слово или глухая бессловесность?

Есть язык — есть народ.

Убывание языка — убывание народа.

И может быть, всё то, что мы сейчас чувствуем как наше убывание, наше уменьшение, наше ослабление, связано с уменьшением и убыванием нашего языка.

Мне кажется, писатель является спасителем языка. Язык, уходя и исчезая из деревень, из светёлок, из дворянских салонов, прячется в книге, прячется в литературе. И миссия писателя, который является сберегателем языка, языкотворцем, восхитительна. Писатель — это весталка, которая не даёт погаснуть лампадам русского языка и русского словотворчества.

Мы, здесь сидящие, узнали много интересного о жизни Союза писателей. О том, сколько среди нас поэтов и прозаиков, пожилых и молодых. Но мы не узнали, сколько среди нас будущих мучеников, будущих подвижников, будущих беглецов и скрытников. Но они есть среди нас. И это присутствие изумительно.

 

Чудесно быть писателем, особенно если ты распят на кресте. И как изумительно быть молодым писателем, наполненным любовью, чаяниями, восхищениями, писателем, который ждёт от будущего только венка из роз, а не тернового венца.

С Богом!

 

 

 

https://zavtra.ru/blogs/slovo_i_besslovesnost_




0
0
0



Комментировать