СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Планета Земля. Оппенгеймер и атомная бомба США

18.12.2023 15:22

Планета Земля. За 90 секунд до полуночи

 

 

О фильме Кристофера Нолана «Оппенгеймер»

 

 Дмитрий Аграновский

 

В одной из недавних статей я рассказывал о биографии Альфреда Нобеля, внесшего большой вклад в развитие вооружений, заработавшего на этом огромное состояние и бывшего, при этом, убежденным пацифистом и вообще, как утверждали окружающие, добрым человеком. 

«Война – говорил Нобель - это ужас из ужасов, это самое страшное преступление. Мне бы хотелось изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы всякая война вообще стала бы невозможной… Возможно, мои заводы положат конец войне раньше, чем ваши конгрессы: в тот день, когда два армейских корпуса смогут взаимно уничтожить друг друга за секунду, все цивилизованные нации наверняка в ужасе отшатнутся и распустят свои войска»…

Мечту Нобеля удалось воплотить советским учёным под руководством Игоря Курчатова и американским под руководством Роберта Оппенгеймера. Благодаря их усилиям две ведущие державы мира действительно получили средства гарантированного уничтожения друг друга, что на много лет уберегло человечество от больших войн.

Но в нашей жизни, как известно, добро и зло тесно переплетаются и, несмотря на внешнее сходство идеологий двух ведущих ядерных держав – России и США, вероятность ядерной войны сейчас, на мой взгляд, куда как выше, чем в советские времена.

Возможно, именно этим можно объяснить столь большой интерес в мире к новому фильму Кристофера Нолана «Оппенгеймер», собравшего в мировом прокате без малого миллиард долларов. Кристофер Нолан, получивший широкую известность как режиссер фантастических фильмов, например, вышедшего в 2014 году действительно выдающегося фильма «Интерстеллар», про который говорили, что он не больше, не меньше, как возродил жанр научной фантастики.

Но в дальнейшем Нолан перешел на историческую тематику, в частности, с фильмом «Дюнкерк», где он сумел представить позорнейшее поражение и разгром войск Великобритании, Франции и Бельгии в триумф человеческого духа.

Напомню, под Дюнкерком английские, французские и бельгийские войска были прижаты немцами к морю и вынуждены были эвакуироваться, побросав тысячи единиц вооружения и техники. Солдат вывозили на всём, на чём только можно, на больших судах и рыбачьих шхунах и лодках, и вот этот процесс, когда весь народ объединился для спасения своих солдат, показал Нолан.

Он сосредоточился не на ошибках командования, а на героизме простых людей в этой, поистине, трагической для союзников ситуации. Само слово «Дюнкерк» после тех событий стало символом поражения…

   

 

Великий советский фильм «Они сражались за Родину» будут помнить и смотреть всегда, причем зрители всех возрастов.

 

 Вернемся к «Оппенгеймеру»…  

 «Оппенгеймер» серьёзен до невероятности...Фильм очень достойный по всем параметрам, сделан очень качественно и основательно. Роберта Оппенгеймера играет Киллиан Мёрфи, который даже внешне очень здорово на него похож. И вообще, актёры подобраны отлично. Ни малейшей русофобии и даже малейшего неуважительного отношения к русским или  к СССР в фильме нет и в помине, как   нет того, что мы условно назовем «нетрадиционными ценностями».

Фильм   воспроизводит исторические события – в художественной интерпретации, разумеется. Фильм идет более трех часов, его никак нельзя назвать игровым,  спецэффекты минимальны,   разговоры составляют, примерно ¾ экранного времени, причем,    они или про науку, или про политику – и тем не менее, успех фильма налицо.

Самое часто встречающееся слово в «Оппенгеймере» - это коммунисты… Действительно, коммунисты там везде в самом прямом смысле слова… В 30-50-х годах прошлого века коммунистические настроения были широчайше распространены как в среде рабочего класса США, так и в среде творческой и научной интеллигенции. В этой связи я всем рекомендую замечательный фильм «Трамбо» про   сценариста Голливуда, ветерана войны Далтона Трамбо, в частности, автора сценария к знаменитым «Римским каникулам» и «Спартаку», который во времена маккартизма и «охоты на ведьм» был вместе с другими левыми сценаристами изгнан с работы, посажен в тюрьму и после выхода вынужден был долгое время работать под чужим именем…

  Роберт Оппенгеймер симпатизировал коммунистам (Википедия пишет, что возможно, в какое-то время Оппенгеймер даже состоял в Коммунистической партии), коммунистами были его жена, любовница, брат и многие коллеги из его окружения.

Есть сведения, что в реальной жизни в свое время Оппенгеймер встречался в СССР со Сталиным и Берией.  

Собственно, с самого начала «красной линией» фильма, основной сюжетной нитью являются слушания в Комиссии по атомной энергии в мае 1954 года, по результатам которой Оппенгеймер был лишен допуска к секретной информации ии згнан с работы ... Параллельно в фильме показаны слушания по делу Оппенгеймера в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

Об этом и фильм – как человек сделал государству сверхоружие, а государство его подвергло репрессиям…

Оппенгеймер и его группа, не жалея сил, работали над атомным проектам, желая опередить фашистскую Германию, а позже, чтобы как можно быстрее и наименьшими жертвами  войну с Японией.

 А оказалось, что главной целью окажется Советский Союз!

В фильме Оппенгеймер с возмущением спрашивает у генерала Гровса, который курировал   «Манхэттенский проект»: «Вы разве забыли, что мы воюем с Германией и Японией, а русские – наши союзники?»

Что мне ещё понравилось в фильме, так это то, что в нем никакого внимания не уделяется мифу о том, что СССР якобы добился такого быстрого прогресса в создании атомной бомбы за счёт шпионажа в США. Показано, как Оппенгеймера пытаются обвинить в передаче СССР атомных секретов или, хотя бы, в ненадлежащем контроле за ними, но безуспешно. Главная претензия к нему – то, что Оппенгеймер, … будучи шокированным от последствий атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, действительно не хотел работать над водородной бомбой для США, что и стоило ему карьеры.

 

Показателен эпизод беседы Роберта Оппенгеймера с президентом США Гарри Трумэном. Кстати, в фильме  отрицательные герои показаны более-менее положительно, или, хотя бы с пониманием, и только Трумэн показан однозначно отрицательным.

 Оппенгеймер говорит Трумэну: «Я чувствую кровь на своих руках!», на что тот отвечает, протягивая ему со смехом белый платок: «На ваших руках нет никакой крови, она вся на моих. Это я решаю, как применить ваше оружие!» 

Прямо аллюзия к словам Гитлера, который говорил своим солдатам: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью!» 

Напомню, это  тот самый Гарри Трумэн, который, будучи сенатором говорил: «Если мы увидим, что побеждает Германия, мы должны помочь русским. Если мы увидим, что побеждает СССР, мы должны помочь Германии. И пусть они убивают друг друга как можно больше!» 

И вот такому человеку Оппенгеймер сделал атомную бомбу! Есть, от чего прийти в отчаяние…

Нынешний американский истеблишмент от Трумэна недалеко ушел, но об этом позже.

Далее Трумэн спрашивает, как скоро, по мнению Оппенгеймера, русские смогут создать свою атомную бомбу, на что Роберт отвечает: «Довольно скоро. У них есть великолепные физики». Трумэн явно недоволен ответом и говорит: «А теперь я вам скажу, когда это произойдет – никогда!» И после этого Трумэн выпроваживает Оппенгеймера и говорит секретарю: «Чтобы я больше не видел этого слюнтяя!»

Как раз на днях мне довелось посетить отличную экспозицию в павильоне «Атом» на ВДНХ, где в числе прочих сведений, рассказывается об американском плане «Dropshot» (последний, или «контрольный» выстрел), который был утвержден американским Комитетом начальников штабов 19 декабря 1949 года и предусматривал нанесение по СССР превентивного удара 300 ядерными бомбами и 29000 фугасными бомбами по 200 целям в 100 городах и посёлках, чтобы одним ударом уничтожить 85 процентов промышленного потенциала Советского Союза.

Ядерный апокалипсис – а произошел бы именно он – не состоялся только потому, что Советские ученые под руководством Лаврентия Павловича Берии и Игоря Васильевича Курчатова 29 августа 1949 года испытали нашу атомную бомбу под названием РДС-1 (ракетный двигатель Сталина) и США поняли, что потеряли свое преимущество. Наши учёные под руководством Берии и Курчатова спасли не только нашу страну, но всю современную цивилизацию от кошмара ядерной войны.

Курчатов и Берия, да, думаю, и практически, любой человек в тогдашнем СССР, прекрасно понимали, с кем имеют дело. Они и в страшном сне не могли представить себе, что когда-то перед вот такими трумэнами наша страна разоружится, оставит им на съедение почти всех союзников, отступит с трети свое исконной территории, будет отпиливать хвосты прекрасным боевым самолетам, топить корабли космического слежения, продавать на металлолом вершины человеческой мысли, а власти будут говорить: «А что тут такого? Мы же не собираемся ни с кем воевать!»

 Увы, в реальном мире не собираться ни с кем воевать – это не просто мало, а даже в минус. «Хочешь мира – готовься к войне». Пока мы это понимали, никто и думать не смел, чтобы задеть наши интересы.

Кончается фильм тоже очень показательной сценой. В свое время один из ученых группы Оппенгеймера, Эдвард Теллер, провел расчеты, которые показали, что есть вероятность, пусть и небольшая, что  запущенная ядерная цепная реакция  может не остановиться – то есть, если взорвать атомную бомбу, сдетонировать может вся материя Земли и всё живое, как и сама Земля, будет уничтожено.

 Оппенгеймер тогда принес эти расчеты Эйнштейну и тот сказал, что, по его мнению, такая вероятность, пусть и малая, но есть.

В конечной сцене Оппенгеймер беседует с Альбертом Эйнштейном и напоминает ему о расчетах Теллера: «Альберт! Помнишь, когда я пришел к тебе с теми вычислениями Теллера, мы думали, что можем запустить цепную реакцию, которая уничтожит весь мир? Так вот это и случилось!» 

Крупный план - полные скорби и ужаса глаза Оппенгеймера.

Следующая, финальная сцена – с разных точек Земли взлетает множество ядерных ракет.

Ядерные взрывы покрывают Землю.

Конец фильма.

В 1947 году группа американских ученых-атомщиков придумали так называемые «Часы Судного Дня». Это изображение часов, где минутная стрелка приближается к полуночи и оставшееся время символизирует уровень международной напряженности, при этом совпадение стрелок в полночь означает наступление «Судного Дня» - Ядерного Конца Света.

В 2023 году минутная стрелка была переведена на более близкое расстояние – до Апокалипсиса осталось 90 секунд.

 

https://zavtra.ru/blogs/za_90_sekund_do_polunochi




0
0
0



Комментировать