СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Александр Рубцов. Судьба русского художника в Тунисе

05.12.2022 23:22

 

Александр Рубцов. Судьба русского художника в Тунисе

Публикую   отрывок из  книги  «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» по случаю открытия 6 декабря 2022 года  в Казани     выставки картин Александра Рубцова из коллекции Меди Дусса.
Россия ждала много лет встречи с русским художником. Эти встречи состоялись в Москве (2019), в Санкт-Петербурге (2022) и теперь в Казани.
Право,  интересно  узнать  многовековую  историю добрых отношений между Россией и Тунисом через призму  судеб Русских в Тунисе.

Александр Рубцов. Русский художник Туниса

«Почему я не покидаю Тунис? – задаю я себе вопрос, и сам отвечаю: «Я мог бы оставить Тунис, но я всегда бы испытывал ностальгию по краскам и цветам». 
Из дневника Александра Рубцова

Мы хотели бы вам рассказать историю, грустную и прекрасную, о русском художнике Александре Рубцове. И начать ее мы бы хотели с высказывания одного француза.
«Какое счастье для Туниса, – сказал француз Пьер Дюма, друг и биограф Рубцова, – что уроженец далёкой России запечатлел неповторимую красочность этой страны, её нравы, архитектуру, предметы быта и национальную одежду».

Несомненно, бесценный вклад в культуру и живопись Туниса внёс наш соотечественник – художник Александр Александрович Рубцов. 
Редкий художник обладает столь удивительной широтой, ярким многообразием и богатством техники. Рубцову были подвластны все жанры живописи. Непревзойдённый мастер тунисского пейзажа, он также восхищает и очаровывает своими картинами, запечатлевшими уличные сценки, базары ремесленников, узорчатые арабские двери, мечети, марабу –гробницы мусульманских отшельников, античные руины, лица, орнаменты бедуинских татуировок. Огромный интерес вызывают картины, изображающие обнаженную женскую натуру. 
Рубцов неповторим в своем творчестве. Он никогда не поддавался влиянию моды и преходящих тенденций в искусстве, не связывал себя с какими-либо живописными школами. Он повиновался лишь зову души и собственной фантазии. Рубцов был одержим магией света и стремился к совершенству в отображении игры его оттенков. Он отмечал, что в отличие от резкого и определённого света в России, в Тунисе свет всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно. Вот что записал художник о своих ощущениях в дневнике: «Работая над своими закатами солнца, я пришёл к убеждению, что, пожалуй, больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо ещё». 
А.А. Рубцов родился 24 января 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1904 году с отличием окончил 8-ю Петербургскую гимназию и поступил на живописное отделение Императорской Академии художеств, где учился у Д.Н. Кардовского и Я.Ф.Ционглинского. В 1907 году побывал в Венеции, Вене и Париже, где посетил мастерскую О.Родена. В 1910 и 1911 годах путешествовал по Италии и Сицилии. В 1912 году провёл лето во дворце князя Павла Голицына, где подготовил полотно, которое на конкурсе Академии художеств было удостоено Grand Prix. В ноябре 1912 года получил звание художника по живописи и стипендию для четырёхлетней зарубежной практики в нескольких странах по своему выбору. В 1913 году посетил Германию, Швейцарию, Францию, Испанию, Англию и Марокко. 
1 апреля 1914 года художник прибыл в Тунис, где после начала первой мировой войны оказался отрезанным от России. 11 ноября 1915 года поселился в квартире-мастерской на улице Аль-Джазира, на границе арабской и европейской частей тунисской столицы. Здесь он прожил 35 лет, до конца своих дней. 
Природа, архитектура и люди Северной Африки стали главной темой творчества А.А. Рубцова. Свою любовь к Тунису и к арабской жизни, «столь самобытной и неожиданной», он сполна выразил в многочисленных работах. Всего за четыре года художник создал более 600 картин и этюдов, несколько альбомов рисунков. До конца 1917 года Рубцов состоял в переписке с Российской Академией художеств и регулярно посылал в Петроград фотографии своих картин. 
Ошеломлённый войной событиями в России, крушением всего прежнего мира, художник замкнулся в себе, полностью погрузился в творчество. «Его старый мир исчез, но он смог без сожаления и ностальгии найти светящуюся дорогу сквозь сумерки», – пишет о Рубцове тунисская журналистка Алия Хамза. У Рубцова был выбор: оставаться в Тунисе или уехать, например, во Францию (гражданство он получил), как и сделали многие его соотечественники, которых судьба забросила в Тунис. «Он должен был принять Тунис или уехать. Он принял его, потому что он любил начала, и принял с радостью, заостренной его страстью к началам. Для него наступило время оседлости». 
Н.О. Гадалина в своей книге «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе», первой изданной в России монографии о жизни и творчестве этого художника, пишет, что Н.О. Ционглинский, его учитель и наставник в Петербурге, призывал своих учеников «как можно больше начинать». «Никогда не торопитесь заканчивать, а старайтесь как можно больше высмотреть, как можно больше «начинать». Какая прелесть – всю жизнь начинать!» И Рубцову передалась эта страсть... .
Приведем также мнение тунисского искусствоведа Али Луати, знатока творчества Рубцова, который объясняет причины того, почему художник обосновался именно в Тунисе: «После странствования через различные европейские города, столь наводненные современным искусством, он в 1914 году принимает решение обосноваться в Тунисе. Убежденность в этом выборе диктовалась желанием сохранить свою свободу, свободу творчества, отражающего видимую реальность вне моды, тенденций и течений. Кандинский – мессия абстракции, Малевич – аскет антинатурализма, Габо и Певзнер – искоренители сентиментализма в скульптуре, были, как и он, русские, для которых академические традиции обладали большей значимостью, и яркость разрыва с ними делала их символами борьбы с искусством прошлого и пророками будущего и прогресса. Но не б;льшая ли свобода как раз в отказе от ужасов современного машинизма, в убежденности Рубцова, что природа еще полна богатств, раскрывающихся художникам, желающим смиренно поступить в ее школу?... Пожелавший остаться в мире с самим собой, Рубцов решает для себя не быть современным», – заключает тунисский исследователь .
Со своей стороны Н.О. Гадалина добавляет: «Мне представляется вероятным, что Рубцов обрел вторую родину в Тунисе уже в первый год жизни там, в 1914 году..., художник укрепился в своем желании провести всю жизнь в Тунисе».
«В Тунисе все восхищало его, все очаровывало. Уличные сценки, рынки, лавочки, ремесленники, двери, обитые гвоздями, пейзажи, лица, цветные одежды женщин, татуировки...», – вспоминает Поль Боглио» .
Рубцов вёл затворнический образ жизни и не общался с соотечественниками. Он никогда не разговаривал на темы Революции,   Белого движения, эмиграции. Среди редких посетителей его скромной обители была Айседора Дункан, знаменитая танцовщица...
Тунисцев, чьи портреты рисовал Александр Рубцов, поражала его честность, образованность и полное равнодушие к материальным благам. Всегда очень просто, но элегантно одетому, ему не нужно было ничего, кроме ящика с красками, складного стула и записных книжек. Художник избегал торговцев картинами и отказывался творить за деньги. Сегодня его картины продаются с аукционов в Европе за большие деньги.
Несмотря на то, что Рубцов много работал как портретист и брался за работу над заказными полотнами, этнографическими зарисовками, его излюбленным жанром всегда оставался пейзажный этюд, любимым форматом – небольшой. Среди жанров, разрабатываемых художником на протяжении всего тунисского периода, возможно, именно пейзаж был основной сферой приложения его творческих сил, и именно в этом жанре Рубцов достигает наибольших живописных высот. Для критиков своей эпохи он был художником «заходов солнца в дюнах Юга», «арабских деревень, дремлющих в жару», «стен, на которых висят огромные урожаи перцев», «этих пальм на фоне краешка неба». Жерар Омон заметил о его пейзажах: «Цвет у Рубцова – цвет этой страны».
Страсть Рубцова к передаче тунисского пейзажа была, как писал Али Луати, исключительной: «Множество городков, пейзажей, городов, деревень (Набель, Порто-Фарина, Гаммарт) помнят неутомимого Рубцова, несущего в руках складной стул в поисках новых рандеву со светом, перед которым его скрупулезная техничность уступает его жажде все запечатлевать, предаваясь головокружительному рондо основных цветов» .

Приведем некоторые факты творческой биографии Рубцова .
В 1920 году он участвовал в первом послевоенном Тунисском салоне, где выставил 132 свои работы. С этой поры он стал одним из столпов этого центра тунисского изобразительного искусства. В том же году художник предложил 250 работ на персональную выставку в галерее Лондона, а в 1921 и 1922 гг. выставлялся в галерее Manuel freres в Париже.
В 1920 году Рубцов стал кавалером бейского ордена отличия, а в 1924 году был награжден орденом Французской академии художеств.
В 1941 году Рубцов написал монументальные полотна для здания Торговой палаты Туниса и здания Посольства Франции.
В 1947 году художник в последний раз побывал во Франции и провёл персональную выставку в галерее La Boetie в Париже. Газета «Фигаро» сообщила, что Президент Франции выразил восхищение «Арабской женщиной» Рубцова.
Работы А.А. Рубцова представлены в столичном музее Туниса, музеях Carnavalet и Petit Palais в Париже. Всего он написал около 3000 картин, акварелей, портретов, мозаик и этюдов. И только четыре его ранние работы, созданные в 1909–1912 годах, хранятся в Эрмитаже и музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. 
Сегодня художественное наследие А.А. Рубцова – объект исследований и споров иностранных искусствоведов. Творчество этого художника русского зарубежья знают, почитают и любят в Тунисе и во Франции. Его картины с каждым годом всё выше котируются в самых престижных галереях и салонах.
Во Франции с 1980 года существует Художественная ассоциация имени Александра Рубцова, которая занимается популяризацией наследия мастера. 
В 1984 году в павильоне Trianon des Jardins de Bagatelle в Париже состоялась ретроспективная выставка в связи со 100-летием со дня рождения художника.
В 1994 году тунисское издательство «Алиф» при поддержке Французской культурной миссии в Тунисе выпустило альбом-монографию о творчестве Рубцова с текстом Алии Хамзы.
В 1996 году парижское издательство  Art-Creation- Realisation издало книгу-исследование Патрика Дюбрека «Александр Рубцов. Жизнь в Тунисе», в которую включены около 300 репродукций картин русского художника.
В сентябре 1997 г. – январе 1998 г. прошла выставка работ Рубцова под названием «Тунис и Восток» в музее Paul-Dupuy в Тулузе.
Художник скончался 26 ноября 1949 года в столичном тунисском госпитале. В последние часы своей жизни, находясь в тяжелом состоянии, он говорил только по-русски... 
Александр Рубцов был похоронен соотечественниками на русском участке тунисского христианского кладбища Боржель. Его гроб был покрыт Андреевским флагом с Русской эскадры. Так завершился путь русского художника, отдавшего свой талант любимому им Тунису.


Отрывок из книги «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ».
Авторы:
Н.А. Жерлицына
Н.А. Сологубовский
С.В. Филатов
Институт стран Азии и Африки  при Московском Государственном Университете  имени  М.В. Ломоносова,
Институт Африки Российской Академии Наук.

2012




0
0
0



Комментировать


Николай Алексеевич Сологубовский (написал комментарий 6 декабря 2022, 00:40)
Публикую  также отрывок из книги Н. Гадалиной «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе» (2004 г.)

«В этой книге я попыталась рассказать о прекрасном художнике, чье искусство не вписывается в традиционные определения, избравшем для себя путь живописной и графической фиксации уходящего в прошлое мира традиционной мусульманской культуры Туниса. Мира, казалось бы, невероятно далекого от него изначально. И, может быть, именно сейчас, когда умышленно нагнетается противостояние Запада и мусульманского мира, когда появилась тенденция забывать и разделять, стоит вспомнить о Рубцове, об этой оригинальной личности, всегда стремившейся познавать и соединять. О его непростом характере, равнодушии к мирской славе и неустанном творческом поиске».


РУБЦОВ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

«Революционные события на родине  (которые начались в 1917 году) тяжело подействовали на Рубцова. Он больше не говорит на русском, подписывать по-русски свои произведения он перестал еще в «пенсионер-ские» годы, употребляя в подписях, в зависимости от харак¬тера вещи, французский или арабский языки. Русская коло¬ния в Тунисе, состоящая из моряков Черноморской эскадры и их семей, прибывших в Тунис после эвакуации врангелев-ского флота из Крыма, его несколько игнорировала, как пред¬ставителя иной социальной среды4. Анастасия Александровна Ширинская полагает, что, напротив, сам Рубцов не желал встречаться с русскими моряками. Как бы там ни было, ху¬дожник с ними не общался. После принятия французского гражданства Рубцов стал называть себя «французом, родив¬шимся в Петербурге».

Наталья Маркова-Лагадовская  вспоминает эпизод, свя¬занный с последними днями жизни Рубцова, в одиночестве умиравшего во французском военном госпитале города  Туниса в ноябре 1949-го: «Однажды г-н Фише, художник и председатель Тунисского Салона, позвонил мне: "Наташа, Александр в госпитале. Он, который никогда не говорил по-русски, теперь говорит только по-русски, и никто его не пони-мает". Мы тотчас же туда отправились. Рубцов действительно говорил на русском, но он был уже искаженный...»
Эти языковые искажения могут быть объяснены не только состо¬янием болезненного бреда, но и длительным отказом от род¬ного языка. Более четверти века называя себя французом, художник действительно в итоге им стал.
По многочисленным свидетельствам очевидцев, он никог¬да не говорил о России, своем детстве и юности, большеви¬ках и Белой армии (по крайней мере, с конца 1930-х годов). Художник отделил от себя этот пласт биографии, свою «пер¬вую жизнь на севере России», став на официальном, внешнем и даже языковом уровне французом. Он предпочел эмигри¬ровать от проблем революции, сосредоточившись на том, что единственно его занимало, - искусстве.
Однако, как это ни парадоксально, может, даже вопреки собственному желанию, он оставался русским человеком.
Ниже будет сказано о типе его ориентализма, который, не¬смотря на французскую оболочку, все-таки был теснее связан с русскими художественными традициями. Но главное даже не в этом - он навсегда сохранит черты, присущие русскому интеллигенту: культ творчества, любовь к искусству, стремле¬ние постичь иные культуры, уважение к истинному знанию и пафос его популяризации».

Гадалина Н. Александр Рубцов. Петербуржец в Тунисе. СПб., 2004.

Публикую также переписку с Натальей  Гладилиной, прерванной событиями  2011 года в Тунисе.
«Уважаемая Наталья!
Здравствуйте!
Пишет ваш знакомый Николай Сологубовский.
Получил известие от друзей, что вышла интересная книга «РУБЦОВ И МЕДИНА».
Не могли бы вы для меня попродержать один экземпляр?
Возможно, буду в начале марта в Париже.
А какие у вас новые публикации? И где их можно почитать?
С уважением
Николай
12 января 2011 года, Тунис»

Ответ Натальи Гладилиной

«Здравствуйте, Николай!
Удивилась, получив Ваше письмо. Мне кажется, мы с Вами не знакомы. Но буду рада познакомиться. Сочувствую Вам, как и всем жителям Туниса, переживающим сейчас нелегкое время. На всякий случай ( хотя понимаю, что Вам сейчас не до этого) отправляю ответы на Ваши вопросы.
Что касается моих публикаций, то у меня их немного, после книги было опубликовано примерно следующее:
Александр Рубцов – русский художник Французского Туниса // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 5. СПб,2004. С.34-45.
Le regard ethnographique d’ Alexandre Roubtzoff // Alexandre Roubtzoff (1884 -1949), peintre du Maghreb. Exposition du 11 mai au 12 septembre 2004. Musee Basque et de l’ Histoire de Bayonne.Catalogue. P.10 -12
Русский художник Иван Захаров у турецкого султана Абдул-Меджида. // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 7. СПб,2006.С. 118 – 127.(В соавторстве с К. Ибрагимзаде)
Секретарь Сергея Прокофьева в Тунисе (о жизни композитора Г.Н. Горчакова) // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 7. СПб,2006.С.143 (В соавторстве с. М. А. Пановой)
L'Heritage artistique du peintre russe en Tunisie: les oeuvres ethnographiques d’ Alexandre Roubtzoff // Cultures Contemporaines. 2006. № 03.P. 9 (в соавторстве с М. А. Пановой)
Творчество Александра Рубцова и художественная жизнь Туниса // И / &: сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб.: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. С.38 – 57
Александр Рубцов - художник Французского Туниса // Художественная культура русского зарубежья. 1917 - 1939. Сборник статей / Отв. ред. Г.И. Вздорнов. - М.: Индрик, 2008. С. 205 -218
Александр Рубцов - тунисский художник эпохи французского протектората. Проблемы изучения биографии и творчества // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / Отв. редактор О. Л. Лейкинд. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2008. - С.122 -128
Неизвестный Георгий Горчаков: о жизни и творчестве секретаря Сергея Прокофьева // Новый журнал, 2009 (в соавторстве с М. А. Пановой
  Заочно участвовала в петербургской конференции "История Русской эскадры в Бизерте. 90 лет спустя" в декабре 2010, с докладом "Русские загадки тунисской культуры: Александр Рубцов и Георгий Горчаков". Должен выйти  сборник, но...
Что касается книги "Рубцов и медина Туниса", ее презентация должна была состояться в Тунисе 2 декабря  2010 года на открытии выставки Рубцова  (из-за снежных заносов мой рейс был отменен, и я вылететь туда не смогла, и, к сожалению, более об этом сведений не имею, вероятно, из-за политических событий). Вот инфо из официального источника:"
Exposition
La Mеdina de Tunis et Alexandre Roubtzoff
En partenariat avec le Ministеre de la Culture et de la Sauvegarde du Patrimoine, l’IFC donne a  voir a  la Maison des Arts une exposition exceptionnelle rassemblant des dessins et croquis inedits et des peintures de Alexandre Roubtzoff provenant de collections particulieres. A l’occasion du vernissage de l’exposition, Jacques Perez signera son nouveau livre consacre au peintre..
". Еще я слышала фамилию Бину, связанную с этой книгой. Может Перес - фотограф, а Бину – текст. Свяжитесь с РКЦ в Тунисе,    они владеют информацией. выставка должна была продлиться до начала января...
Я к этой книге не имею никакого отношения, и тем более не занимаюсь ее распределением и продажей, думаю, что ее реальнее купить в Тунисе(сама я на это рассчитывала, но,увы), чем во Франции. К тому же живу я не в Париже, а в Сент-Этьене ( это примерно три часа на ТЖВ, если поезд прямой). Не знаю, смогу ли я в начале марта приехать в Париж, куда также собирался наш общий знакомый Андрей Шугаев. Но на всякий случай, сообщите даты своего приезда, если получится, буду рада с Вами увидеться...
Всего наилучшего,
Наталия Гадалина-Шома»

14 января 2011 года началась «тунисская революция», президент Туниса Бен Али покинул свою страну… Наша переписка прервалась…
На днях  я нашел в тунисском сегменте Интернета:
Jamila Binous et Jacques Pérez présentent la Médina d'Alexandre Roubtzoff
La fin d'année, c'est la saison des beaux livres d'art. Les éditions cérès nous réservent une grande surprise. Et voilà Dunes Editions tirer en premier. Photographies prises par un grand amoureux de la Tunisie, Jacques Pérez, avec dessins et peintures d'un des artistes les plus talentueux qui ont immortalisé de superbes scènes tunisiennes, Alexandre Roubtzoff, le tout mis superbement en harmonie  l'historienne qui connaît le mieux la Médina de Tunis, Jamila Binous. "La Médina de Tunis et Alexandre Roubtzoff", publié cette semaine (228 pages, 400 photographies et 54 dessins) constituera un beau cadeau de fin d'année.
Sa parution s'accompagnera d'une exposition de dessins et de peintures d'Alexandre Roubtzoff qui se tiendra du 2 décembre 2010 au 3 janvier 2011, à La Maison de Arts" (Tunis-Belvédère)
http://www.galeriealexandreroubtzoff.com/aproposdenous.html
Ответить
Николай Алексеевич Сологубовский (написал комментарий 8 декабря 2022, 23:16)
Александр Рубцов в Казани. «Между Тунисом и Россией»
Фоторепортаж с вернисажа выставки.
http://www.sologubovskiy.ru/articles/8285/
Ответить