СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

1944 год. Подвиги французских летчиков в небе Украины

10.02.2022 21:29

1944 год. Подвиг французских летчиков

Борис Ящук вспоминает ночной бой французских летчиков с фашистскими бомбардировщиками в небе Украины..

… Это было 76 лет назад... 2 апреля 1944 года...
Мальчишкой помню тот ночной бой в небе Украины. Был необъяснимый "крюк" на перегоне Прилуки – Канев. Вечером, по какой-то причине, о которой знал только командир кавалерийской бригады, около станции Гребёнка два наших эшелона завернули на ветку, идущую на Миргород. Комбриг, полковник Алексей Лукич Сологубовский приказал моему отцу – начальнику одного из эшелонов – произвести срочную остановку, усилить светомаскировку. Всему личному составу бригады до дневного света был приказ: запретить пользоваться огнём, курить и растапливать полевые кухни...
Тогда Алексей Лукич никак не объяснил своих непонятных срочных приказов.
Вечер опускался на миргородские места, описанный Гоголем, во всей красе закатного неба.
Краски прекрасного вечера полыхали, сменяя одна другую...
И вдруг с запада на светлой полоске небосклона густо запестрели нарастающие точки.
Первое мое впечатление – ассоциация с птичьими стаями, которые совершают дальний перелёт. На самом деле это были птицы-хищники иного рода.
В эти дни фашистская авиация начала серию бомбовых атак по железнодорожным узлам в попытке удержать фронт, который под сокрушительными ударами Красной Армии трещал по швам. Шла великая битва за освобождение Советской Украины!
Второе мое детское восприятие – нацистские бомбардировщики летели словно саранча...

Нарастал устрашающий рокот вражеских самолётов.
Было приказано «покинуть вагоны и рассредоточиться».
Но кавалеристы не отходили от вагонов, в них находились кони.
Все продолжали смотреть, как в небе на нас налетает целая армада фашистов.
Было не по себе и немного страшно.
Надвигалось что-то неизбежное, и даже мой детский ум понял, что ничем эту армаду не остановить…
Так, наверное, думали все и... ошибались...
Теперь-то я знаю: только Алексею Лукичу было всё ясно!
Эшелоны стояли беззащитными посреди полей, на открытом месте. Бригада имела только несколько зениток, и они уже были готовы к бою, но что они могли сделать против такой армады бомбардировщиков!
Положение было хуже некуда, но внешне Алексей Лукич был спокоен: он знал, что навстречу неприятелю поднимались эскадрильи авиационного истребительного полка "Нормандия – Неман". Уже радист из бригадной связи, – а он знал немного французский – докладывал комбригу, что в эфире слышны команды и переговоры летчиков на русском и… французском языках. Вернее, то на русском, то на французском…

Помню, что эта информация из штаба бригады «про французов» передавалась мгновенно от одного бойца к другому, и скоро все, даже я, мальчишка, который имел самое смутное представление о далекой, мне неизвестной Франции, знали, что бомбовый удар фашистов по станции и эшелонам было поручено отразить французским пилотам-интернационалистам и их товарищам, советским летчикам.
От этого было и радостно, и тревожно. Кто-то рассказал, и все об этом узнали мгновенно, что среди французов не только простые пилоты, но за штурвалами наших "яков" сидят именитые и богатые бароны Франции. Я не знал, кто такой "барон", но понял: это «очень уважаемый человек». И кто-то произнес, а я запомнил: "Все честные люди против нацистов. И бароны тоже!"
И вот перед нашими глазами разворачивается неповторимая картина: стремительные ястребки будто свалились на фашистскую стаю. И завертелась небесная карусель в гаснущем небе. Да какая!
В темноте нам уже не было видно самолётов, но то там, то здесь небо прочерчивали трассы пулеметных очередей «яков», в небе появлялись огненные шлейфы подбитых бомбардировщиков, падающих вниз. В воздухе раздавался непрестанный гул атакующих истребителей и вой прорывающихся к эшелонам бомбардировщиков, огненные линии исполосовали все ночное небо…
Помню, что от метких выстрелов наших летчиков – я уже называл французов "нашими" и сжимал кулаки, крича: "Бей его! Бей гада!" – несколько "бомбовозов" взрывались прямо в небе, да так, что становилось светло как днем. Многие из фашистов падали на землю, о чём свидетельствовали мощные взрывы, да такие, что вздрагивала земля у нас под ногами...
Не помню, как долго шёл бой, но как-то внезапно вокруг всё стихло, далеко догорали кострами сбитые самолёты, а чистое небо снова вызвездилось ярко и торжественно. Небо Украины! И в этой тишине люди стояли, не двигаясь, смотря на звезды и еще не веря, что бомбы не посыпятся на их головы. И было слышно ржанье коней, которые и не подозревали, что этот вечер для многих из них мог бы стать последним...
А в черном небе с Землёй перемигивались дальние звёзды, словно желая нам, землянам, мира и радости и будто зная, что другой такой живой, прекрасной планеты нет...
Утром наш эшелон, как и другие, тронулся по намеченному маршруту. А мой отец поманил меня к окну теплушки и показал на пролетающие в чистом небе истребители.
Они летели низко-низко над землёй.
На их фюзеляжах блестели яркие стрелы-молнии.
Эти "ястребки" вчера вечером сбивали немцев...
"Это лётчики полка "Нормандия", – сказал отец. – "Французы! Запомни это!"
И я запомнил...
Я все запомнил... Как до боли прикусил губу, когда один ястребок, будто с подбитым крылом, повернул обратно, в сторону нашего эшелона, а потом вдруг вошел в штопор и... превратился в яркую вспышку, погасшую в черноте...
Прошло столько лет, а я все помню...
Это было 2 апреля 1944 года.
Семьдесят шесть лет назад...

Не забудем!

За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка Нормандия-Неман совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых, а также повредили более 80 немецких самолётов.

Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика.

Всего за время ведения боевых действий через полк прошло 96 человек боевого личного состава.

96 мужественных граждан Сражающейся Франции!

9 мая 2010 года французские и советские летчики и техники полка "Нормандия – Неман" прошли по Красной площади в Москве в строю Парада Победы…

Рассказ Бориса Ящука, свидетеля того ночного боя, подготовил для печати Николай Сологубовский, сын комбрига Лукича.

 

Франция, Люрэ, 7 февраля 2022 года…

POUR LES AMIS FRANCAIS!
TRADUCTION!
Avec beaucoup de respect!



1944. L'exploit des pilotes français

Boris Yashchuk se souvient de la bataille nocturne des pilotes français avec les bombardiers nazis dans le ciel de l'Ukraine... .

.. C'était il y a 76 ans ... le 2 avril 1944 ....
En tant que garçon, je me souviens de cette bataille nocturne dans le ciel de l'Ukraine.
Il y avait un "crochet" inexplicable sur le tronçon Priluki - Kanev. Dans la soirée, pour une raison que seul le commandant de la brigade de cavalerie connaissait, près de la gare de Grebenka, deux de nos échelons ont tourné sur une ligne secondaire allant à Mirgorod.
Le commandant de la brigade, le colonel Aleksey Lukich Sologubovsky a ordonné à mon père, le chef de l'un des échelons, de faire un arrêt urgent . Avant le lever du jour, tout le personnel de la brigade a reçu l'ordre d'interdire l'utilisation du feu, de fumer et de faire fondre les cuisines de campagne ...
Aleksey Lukich n'a aucunement expliqué ses ordres urgents incompréhensibles.
Le soir descendit sur les lieux de Mirgorod, décrits par Gogol, dans toute la beauté du ciel couchant. Les couleurs de la belle soirée flamboyaient, se remplaçant les unes les autres...
Et soudain, de l'Ouest, sur une bande lumineuse du ciel, les points étaient densément tachetés. Ma première impression est une association avec des volées d'oiseaux qui effectuent un vol de longue distance. En fait, il s'agissait d'oiseaux de proie d'un genre différent.
Ces jours-ci, l'aviation fasciste a lancé une série de bombardements sur les nœuds ferroviaires pour tenter de tenir le front qui éclatait à craquer sous les coups écrasants de l'Armée rouge. Il y a eu une grande bataille pour la libération de l'Ukraine soviétique !
Ma deuxième perception d'enfance était que les bombardiers nazis volaient comme des sauterelles...
Le rugissement terrifiant des avions ennemis grandit. Il a été ordonné de "laisser les wagons et de se disperser". Mais les cavaliers n'ont pas quitté les wagons, il y avait des chevaux dedans. Tout le monde a continué à regarder toute une armada de fascistes fondre sur nous dans le ciel. C'était inconfortable et un peu effrayant. Quelque chose d'inévitable approchait, et même mon esprit d'enfant s'est rendu compte que rien ne pouvait arrêter cette armada...
Alors, probablement, tout le monde a pensé ainsi et ... ils se sont trompés ... Maintenant je sais : seul Aleksei Lukich a été au courant !
Les échelons se tenaient sans défense au milieu des champs, à découvert. La brigade n'avait que quelques canons anti-aériens, et ils étaient déjà prêts pour la bataille, mais que pouvaient-ils faire contre une telle armada de bombardiers !
La situation n'aurait pas pu être pire, mais Aleksei Lukich restait calme: il savait que les escadrilles du régiment de chasse d'aviation Normandie-Nieman se levaient vers l'ennemi. Déjà l'opérateur radio des communications de la brigade - et il connaissait un peu le français - a signalé au commandant de la brigade que les commandes et les négociations des pilotes étaient entendues sur les ondes en russe et ... en français. Ou plutôt, en russe, puis en français...
Je me souviens que cette information du quartier général de la brigade "à propos des Français dans le ciel" était transmise instantanément d'un combattant à l'autre, et bientôt tout le monde, même moi, un garçon qui avait la plus vague idée d'un lointain, inconnu de moi, « La France ! » , savait que les nazis voulaient bombarder la station du chemin de fer et des escadrilles des pilotes internationalistes français et leurs camarades, les pilotes soviétiques, avaient pour instruction de les repousser.
C'était à la fois joyeux et dérangeant. Quelqu'un a dit, et tout le monde l'a su instantanément, que parmi les Français il y avaient non seulement des pilotes, mais d'éminents et riches barons de France aux commandes de nos "yacks". Je ne savais pas qui était le "baron", mais j'ai compris : c'est une "personne très respectée". Et quelqu'un a dit, et je me suis souvenu : "Tous les honnêtes gens sont contre les nazis. Et les barons aussi !"
Et maintenant, une image unique se déroule sous nos yeux: des faucons rapides ont piqué sur des nazis. Et le manège céleste tournoyait dans le ciel déclinant. Oui quoi! Dans l'obscurité, on ne voyait plus les avions, mais ici et là le ciel était tapissé de lignes de rafales de mitrailleuses de "yacks", des panaches enflammés de bombardiers naufragés tombant apparaissaient dans le ciel. L'air était rempli du grondement incessant des faucons attaquants et du hurlement des bombardiers perçant les échelons, des lignes de feu ont balayé tout le ciel nocturne ...
Je me souviens que des tirs bien ciblés de nos pilotes - j'appelais déjà les Français "les nôtres" et serrais les poings en criant: "Battez-les! Battez les salauds !" - plusieurs bombardiers ont explosé en plein ciel, à tel point qu'il est devenu clair comme le jour. De nombreux avions nazis sont tombés au sol, comme en témoignent de puissantes explosions, et telles que la terre a tremblé sous nos pieds ....
Je ne me souviens pas combien de temps la bataille a duré, mais d'une manière ou d'une autre, tout autour devenait calme, les avions abattus brûlaient au loin, et le ciel clair a de nouveau brillé solennellement. Ciel d'Ukraine !
Et dans ce silence, les gens se tenaient immobiles, regardant les étoiles et ne croyant toujours pas que les bombes ne leur tomberaient pas sur la tête.
Et le hennissement des chevaux se fit entendre, qui ne se doutait même pas que cette soirée pour beaucoup d'entre eux pouvait être la dernière...
Et dans le ciel noir des étoiles lointaines clignotaient avec la Terre, comme si elles nous souhaitaient, à nous les terriens, la paix et la joie, et comme si elles savaient qu'il n'y a pas d'autre planète aussi belle et vivante...
Au matin, notre échelon, comme les autres, s'est engagé sur la route prévue. Et mon père m'a fait signe à la fenêtre de la voiture et m'a montré des avions de chasse volant dans le ciel clair. Ils volaient bas, bas au-dessus du sol. Leurs fuselages scintillaient d'éclairs brillants. Ces faucons ont abattu les Allemands la nuit dernière...
« Ce sont les pilotes du régiment de Normandie, dit le père, les Français ! Souviens toi!"
Et je me suis souvenu...
Je me souvenais de tout...
Comment je me mordais douloureusement la lèvre quand un faucon, comme avec une aile cassée, se retourna vers notre échelon, puis soudainement partit en vrille et... se transforma en un éclair brillant qui s'éteignit dans la noirceur...
Tant d'années ont passé, mais je me souviens de tout...
C'était le 2 avril 1944. Il y a soixante-seize ans...
On ne peut pas oublier !
Il ne faut pas oublier!
...
Au cours des combats sur le front soviéto-allemand de la Seconde Guerre mondiale, les pilotes du régiment Normandie-Niemen ont effectué 5240 sorties, mené environ 900 batailles aériennes, remporté 273 victoires confirmées, 36 non confirmées et endommagé aussi plus de 80 avions allemands.
Les pertes lors de la conduite des hostilités se sont élevées à 42 pilotes.
Au total, pendant la guerre, 96 combattants sont passés par le régiment. 96 courageux citoyens de la France Combattante !
Le 9 mai 2010, les pilotes et techniciens français et soviétiques du régiment Normandie-Nieman ont défilé sur la Place Rouge à Moscou dans les rangs du défilé de la Victoire...

L'histoire racontée par Boris Yashchuk, témoin de cette bataille nocturne, a été préparée pour publication par Nikolai Sologubovsky, le fils du commandant de brigade Aleksei Lukich, et traduite par Françoise Bertrand .
France, Luray, 7 février 2022…

 

День Победы. Песня Александра Ткача - YouTube
День Победы. Песня Александра Ткача. Фильм Николая Сологубовского.
www.youtube.com/watch?v=-uoP-35PbAw

 

https://правдинформ.рф/modules.php?name=Laid&sid=69105







0
0
0



Комментировать