СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Как начинался синематограф

29.12.2020 18:26

КАК НАЧИНАЛСЯ СИНЕМАТОГРАФ

 

125 лет назад, 28 декабря 1895 года, в Париже состоялся первый в мире киносеанс.  

Синематограф как предвестие

Знаменательное событие проходило в зале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов, 14. Публика была поражена, увидев на экране движение: спешили пешеходы, мчались велосипедисты, к перрону подходил поезд, из него выходили пассажиры…

Это были незатейливые фрагменты повседневной жизни, но они вызвали бешеный восторг.

Больше всех были довольны те, кто придумал «движущиеся фотографии» – два энергичных улыбчивых француза Луи и Огюст Люмьер. Их отец Антуан имел в Лионе небольшую фабрику по производству фотоматериалов.   Ему помогали вдумчивые и сноровистые сыновья. Через несколько лет отец отошел от дел, и братья возглавили семейную фирму.

  Луи и  Огюст   стали корпеть над   изобретением   киносъемочного аппарата. Фотографией в конце XIX века уже никого было не удивить, но заставить двигаться кадры еще никому не удавалось...

Именно Луи  историки отдают лавры изобретателя аппарата для съемки и проекции «движущихся фотографий», получившего название «синематограф». Луи использовал изобретенный Томасом Эдисоном кинетоскоп, заставивший изображения двигаться. А снимать фильмы братья начали вдвоем.  

фото к бурту.jpgЕще один человек стоял у истоков кино. Это – способный инженер Жюль Карпантье, собравший первый проекционный аппарат для показа лент, снятых Люмьерами.

22 марта 1895 года братья провели лекцию в Париже, в зале на улице Ренн, и показали фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер»: под стрекот аппарата на белом полотне экрана появлялись люди, они шли, переговаривались между собой.

Зрелище продолжалось меньше минуты.

Однако зрителей оно буквально ошеломило.

Затем Люмьеры дали еще несколько сеансов в разных городах Франции и Бельгии. Самый большой показ состоялся 13 июля 1895 года в парижском салоне «Ревю женераль де сьянс», где было показано 12 фильмов.

Публика  снова была в восторге.

Самым же первым показом, ознаменовавшим рождение кинематографа, считается парижский, состоявшийся  28 декабря 1895 года.  

В 1896 году братья совершили мировое турне, посетив со своими фильмами Лондон, Нью-Йорк, Бомбей. На экранах появлялись рабочие, пожарные, лодочники, автомобилисты, женщины с детьми. И снова зрители были в восторге.

В кадрах фильмов  можно увидеть и братьев  Люмьер, их близких и  знакомых. Так было, например, в фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».  Луи Люмьер рассказывает:

«На перроне подпрыгивает маленькая девочка, за одну руку ее держит мама, за другую – бонна. Это моя старшая дочь, мадам Трарье, теперь уже четырежды бабушка. Там же с ними моя мать, госпожа Антуан Люмьер – ее легко узнать по шотландской шали».

Фильмы Люмьеров просты, незатейливы, но в них – огромная историческая ценность. Сегодня благодаря этим сюжетам мы познаем неведомый XIX век. Видим людей разных разных профессий, характеров, бедных и богатых, трогательных и странных, смешных и серьезных, удивляемся их привычкам, обычаям, одежде. Перед нами предстают улицы различных городов: Лиона, Парижа, Лондона, Каира, Стамбула…

Несколько лет назад вышел французский документальный фильм «Люмьеры!», в который вошли кадры более ста картин основателей кино. Их показ сопровождается   закадровым комментарием директора Люмьеровского института в Лионе, историка кино Тьерри Фремо.

В картине есть небольшой фрагмент, посвященный Москве конца позапрошлого столетия.   Оператор стоял на улице и снимал привычную уличную суету. По булыжной мостовой двигались пролетки, телеги, шагали люди – одни безмятежно, вальяжно, другие – торопливо…

В конце XIX столетия во многих странах начались показы фильмов братьев Люмьер (всего они сняли более тысячи фильмов).

В 1896 году французы получили предложение запечатлеть коронацию Николая II. Почетная миссия была поручена оператору Камиллу Серфу.

Одними из первых эти кадры посмотрели великая княгиня Мария Павловна и великий князь Кирилл Владимирович. Газета «Петербургский листок» сообщала, что они «изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».

Кинематограф в России развивался стремительно. Уже в мае 1896 года в московском театре «Эрмитаж» и в петербургском саду «Аквариум» демонстрировались сюжеты, снятые российскими операторами – «Перенесение иконы Озерянской Божьей Матери» и «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством».

Со временем  в России  появились профессиональные киноактеры, операторы и режиссеры.

В 1906 году произошло знаменательное событие: Александр Ханжонков открыл первое в стране кинопредприятие – «Торговый дом Ханжонкова».

 За ним  последовал Александр Дранков, создавший   «Торговый дом Дранкова».  

Он же и создал первый художественный фильм в Российской империи.

В 1908 году Дранков в качестве оператора в содружестве с режиссером Владимиром Ромашковым снял шестиминутную «фильму» – так выражались в России – по сценарию Василия Гончарова «Понизовая вольница». Источником вдохновения для создателей ленты стала   народная песня про Стеньку Разина «Из-за острова на стрежень». В съемках приняли участие 150 статистов. В главной роли – Степана Разина – был занят  артист  Евгений Петров-Краевский.

Сегодня трудно смотреть эту картину без улыбки. Но  «фильма» пришлась тогдашним зрителям  по душе. «Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра, – отмечал в 1908 году журнал «Сцена». – В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей», благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень»…»

В том же 1908 году Россия отмечала 80-летие Льва Толстого. В Ясную Поляну, где жил великий писатель, устремились русские и иностранные кинематографисты.  

Лев Николаевич был мудрым человеком. Он понял, что за кинематографом будущее: «Вы увидите, как эта цокающая штучка с вертящейся ручкой перевернет что-то в нашей жизни, – в нашей писательской. Это поход против старых способов литературного искусства. Атака, штурм. Нам придется прилаживаться к бледному полотну экрана и холодному стеклу объектива…»

В то время Россию уже охватил кинематографический бум. Один за другим в разных городах страны открывались залы, в которых зрители переживали, смеялись, плакали, наблюдая за приключениями героев. В Москве появились кинотеатры на Тверской, у Сретенских и Покровских ворот, на Петровке, Страстном бульваре, Пресне, в Дорогомилово, в Сокольниках.

На Арбате было полдюжины заведений и его окрестили кинематографической улицей.

Среди множества электротеатров – так называли кинотеатры – выделялся «Художественный» на Арбатской площади. Все казалось в нем удивительным: причудливое здание, зрительный зал на 400 мест, фойе со светящимся фонтаном, гирлянды электрических лампочек на фасадах, мраморные колонны и яркий свет ажурных люстр.

В день открытия в «Художественном» 10 ноября 1909 года давали фильмы «Жоржетта», «Ангел примирения» и другие…

Кинематограф не оставлял равнодушным никого. В том числе поэта и писателя Андрея Белого:

 «Синематограф – сколько целомудренной грусти, надежды, сколько воспоминаний при этом слове!

 Синематограф – чистое, невинное увлечение на сон грядущий после трудового дня!

Синематограф – уют, трогательное поучение!

Синематограф – предвестие!».

У поэта Юрия Левитанского есть такие строки:

Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
«Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!»

Жизнь и впрямь напоминает кино, которое начинается с рождения человека.

Жизнь – это «фильма», где мы сами себе операторы, актеры, режиссеры, одним словом кинодеятели.  

 Одни «кадры» забываются, другие остаются в памяти навсегда. И так хочется, чтобы это «кино» никогда не кончалось…

А кинематограф – нам в помощь!

Автор этого текста - Валерий Бурт.

28.12.2020

http://www.stoletie.ru/kultura/sinematograf_kak_predvestije_518.htm

 

 

Добавлю от себя :

самый счастливый человек – это тот, который смог сам снять  на камеру и свою жизнь, и жизнь своих родных и близких, сохранить бесценные кадры и  передать их новым поколениям, благодарным потомкам.

«Все пройдет, все исчезнет, только кино останется!»

Будем всегда помнить эти мудрые слова Льва Николаевича Толстого!

Николай Сологубовский

 

Первый русский художественный фильм!

18.08.2018 15:41

 

110 лет назад был снят фильм «Стенька Разин».

Первый русский художественный фильм !

Премьера этого фильма, состоявшаяся 15 октября 1908 года, считается датой рождения отечественного кино в России.

https://www.youtube.com/watch?v=oCJjXOC_I8c

 

Оригинальная русская песня «Стенька Разин»

https://www.youtube.com/watch?v=rXc4AXAm7l0

 

Русская песня " Из-за острова на стрежень" стала французской песней «Legende de Stenka Razine» ( «Легенда о Стеньке Разине»)

Стенька Разин. RAZINE et AZNAVOUR. на французском. Фильм Николая Сологубовского.

https://www.youtube.com/watch?v=zGUWTY-Y-2E

https://www.youtube.com/watch?v=10b7f_XKZWE

 

Оригинальная песня Азнавура и его друзей «Легенда о Разине»..

https://www.youtube.com/watch?v=axIOA9AMHQE

 

 

«Смотрите классику русского  кино!»
 (из интервью Николая Сологубовского «С камерой на шее»)

https://www.proza.ru/2017/03/10/1151

 

- Между прочим, как бы я хотел связаться с Шарлем Азнавуром! Я такой фильм сделал на его песню «Легенда о Стеньке Разине». Не получается с ним встретиться! Но я буду продолжать!
 –  А зачем?
–  Чтобы прославить русский дореволюционный кинематограф!
–  У вас глюков, извините, не бывает? Какая связь между Азнавуром и...
–  Так, делаю глубокий вздох, что  вас не обидеть. Советую, помогает... Другая  прекрасная дама,  когда я обиделся на ее слова, справедливые, между прочим, в мой адрес, сказала  мне такую фразу: «На обиженных воду возят!» Теперь я никогда не обижаюсь,   все прощаю женщинам  – и никто на мне не ездит! И вас прощаю.

Мой вопрос к вам: когда был снят первый русский, подчеркиваю, первый русский художественный фильм?  И кем?
– Не знаю. Ханжонковым, наверное?
– Дранковым! Смотрите классику документального кино! Смотрите новый фильм Виктора Лисаковича «Деньги не валяются»! Сто лет назад, в 1908 году, именно Александр Дранков снимает первый русский фильм «Понизовая вольница» на тему, хорошо известную всем нам: «Из-за острова на стрежень на простор речной волны выплывали расписные Стеньки Разина челны..» Как выпьешь, так сразу и выплывают… из-за острова…
А теперь послушайте французскую песню:
Lentement le longs des iles
Souffle le vent roulent les flots
Glissent les barques agiles
De Razine et ses matelots.
Sur le pont Stenka Razine
Battent les coeurs  parlent les voix
Tient sa belle douce et fine
Tendrement au creux des ses bras...
–   
Мелодия знакомая
– 
Это начало песни Шарля Азнавура «Легенда о Стеньке Разине». И я нашел ее в исполнении французского ансамбля «Les compagnons de la chanson». Потом начал искать этот первый русский фильм, нашел его в Париже, потом узнал, что его восстановили на компьютере в моей второй Альма Матер, во ВГИКе, который теперь ВГУК, написал туда письмо и  письмо Азнавуру... и, ожидая ответы, сделал свой видеофильм. Дарю его вам! Без права показа!  Потому что... авторские права на песню – у недоступного для меня, но такого любимого мной Шарля Азнавура!»

Подробнее:

https://www.proza.ru/2017/03/10/1151

 

Более 110  лет назад был снят фильм «Стенька Разин». Первый русский художественный фильм !

Посмотрите этот фильм!

https://www.youtube.com/watch?v=oCJjXOC_I8c

 

 

Русская песня " Из-за острова на стрежень" стала французской песней «Legende de Stenka Razine» ( «Легенда о Стеньке Разине»)

Стенька Разин. RAZINE et AZNAVOUR. на французском.

Фильм Николая Сологубовского.

https://www.youtube.com/watch?v=zGUWTY-Y-2E

https://www.youtube.com/watch?v=10b7f_XKZWE




0
0
0



Комментировать


eskadra (написал комментарий 31 декабря 2020, 00:11)
Советская статья 1938-го года, где описывается реакция западной прессы и критиков на продукцию советских киношников сталинского периода.

Как принимали советское кино за рубежом в 1938 году

За последние года советские фильмы заняли прочное место на мировом экране. В Европе и Азии, в Америке и Австралии — всюду, где бы ни появлялись советские кинокартины, — они привлекают всеобщее внимание, вызывают самый живой интерес. Их успех огромен. Анализируя причины этого успеха, французский еженедельник «Люмьер» пишет: «В русских фильма мы находим человечность, простоту, поэтичность и лиризм, которые вносят дух подлинного искусства на мировой экран».

Когда за границей появился фильм «Ленин в Октябре», это было отмечено как настоящий праздник искусства. Во все дни демонстрации картины зрительные залы кинематографов были переполнены. Там, где предполагалось показывать фильм одну неделю, срок удлиняли до двух-трех недель и дольше. Появление Ленина на экране пролетарская публика встречала востороженными аплодисментами. Газеты Франции, Англии, США, Швеции, Китая и многих других стран посвятили ряд рецензий, статей, заметок этому фильму.

Орган французской компартии «Юманите» называет картины «живым уроком истории» и отмечает высокое мастерство режиссера М. Ромма, создавшего это волнующее произведение искусства. О Б. Щукине, играющем роль В.И. Ленина, газета пишет: «Это — настоящее перевоплощение, где все естественно, все непосредственно, и потому глубоко трогает». В Китае газета «Сычуань жибао» называет фильм «Ленин в Октябре» «исключительно удачным как с точки зрения содержания, так и со стороны режиссуры и актерского исполнения». По мнению газеты, этот фильм по своим художественным достоинствам так хорош, что «может претендовать на первое место на мировом экране».

Чикаго трибюн» в США пишет:
«Игра актеров превосходна. Исполнение Щукиным роли Ленина — одно из величайших достижений кино».
Даже английская консервативная «Йоркшир пост» признает, что «фильм очень хорош по мастерству деталей» и что «особенно замечателен живой образ Ленина в исполнении Б. Щукина».
Газеты отмечают превосходную работу оператора, «первоклассные фотографии», яркие и сильные массовые сцены.

Огромное впечатление произвела за границей картина «Детство Горького». Норвежская печать оценивает этот фильм как великое произведение искусства. «Ни тид»(Осло) отмечает:
«В отчетах мы часто говорим о той или иной картине — „великий фильм“. Здесь эти слова применимы в лучшем смысле… Только советская кинематография может описать жизнь в её социальном разрезе. Она это делает так, что её фильмы стали впечатляющим, всепобеждающим искусством. Проблемы общества и человека в их истинных отношениях никто, кроме русских, не может сделать жизненной с той правдивостью, которой требует искусство… Советский фильм черпает свои силы на новой, социалистической жизни, которая не боится правды».
Печать подчеркивает удивительную силу фильма, «передающего человеческую драму с большой правдивостью».

Шведская газета «Стокгольме тиднинген» указывает, что в картине «нет преувеличений», что она «необычайна по своей правдивости, силе, художественной мощи» и «относится к числу лучших из показанных в Швеции на экране за последние годы». Единодушное восхищение вызывает игра артистки Массалитиновой в роли бабушки Горького. Несравненное мастерство артистки отмечает газета «Ни даг». В Англии появление на экране советского антифашисткого фильма «Профессор Мамлок» вызвало сенсацию. После того как фильм был показан на закрытых просмотрах, кинокритики и печать дали ему единодушно самую высокую оценку. Попытка цензуры запретить широкую демонстрацию фильма вызвала самый решительный отпор со стороны английской общественности и лишь способствовала популярности фильма.

Указывая на огромный интерес, проявляемый публикой к картине, «Манчестер гардиен» пишет:
«Мы жалуемся что наше кино не осмеливается касаться больших и значительных тем. Советские постановщики затронули одну из таких тем. В США цензура отважилась разрешить картину „Профессор Мамлок“ для публичного демонстрирования… Будет ли такое разрешение дано и здесь, в Англии, или наши художественные фильмы навсегда останутся закутанными в вату и не будут касаться трагедии Европы наших дней?».

Лондонская «Ньюс хроникл», оценивая картину, отмечает:
«Суровую силу фильма нельзя отрицать. Типы его актуальны, массовые сцены естественны. Весь фильм глубоко правдив».
Игру артистов английская критика считает первоклассной. Особенно отмечают С. Межинского, В. Чеснокова, Н. Шатерникову и В. Меркубьева.
Даже консервативная «Таймс» признает, что картина «прямо и красноречиво взывает к нашим чувствам со всем искусством и искренностью, которыми так отличается советская кинематография».

Исключительный прием был оказан за границей фильму «Александр Невский». Бельгийская печать отмечает огромное мастерство с которым поставлена картина.
«Особенно следует отметить сцену разгрома немецких рыцарей, — пишет газета «Монд Нуво». — Черкасов замечательно исполняет роль Александра Невского. Фильм подчеркивает хорошие черты и патриотизм русского народа, его волю к победе, противопоставляя им „псов-рыцарей“, как их называл Маркс, с их нечеловеческой жестокостью».

Нью-йоркская газета «Уэр ту го» отмечает превосходную игру исполнителя заглавной роли в фильме «Александр Невский»:
«Звездой фильма является Черкасов, депутат советского парламента, которого мы видели также в фильме „Петр I“. Это блестящий артист».

Оценивая новые произведения советской кинематографии, иностранная печать неизменно сравнивает игру советских актеров с игрой самых выдающихся деятелей театра и кино Европы и Америки. Одним из крупных достижение актерского искусства за последнее время считается, в частности, игра артистов Симонова, Тарасовой и Черкасова, исполняющих главные роли в советском фильме «Петр I». Это отмечает печать Франции, Швеции, Норвегии, Швейцарии. Женевская газета «Ла Сюисс» пишет:
«Превосходный советский артист Симонов играет роль Петра Великого. Фильм этот — грандиозная эпопея».
Иностранная печать сообщает об очередных кинопремьерах, которых с нетерпением ждет зарубежный зритель. Это — «Александр Невский» и «Болотные солдаты» в США, вторая серия фильма «Петр I» в Швеции, «Папанинцы» в Австралии, «Детство Горького» в Голландии, «Подруги» и «Цирк» в Норвегии, «Александр Невский» в Румынии и т.д.

1938

https://prorivists.org/inf_cinema38/

Вопрос о поисках человечности, искренности и правды в современном российском кино представляется риторическим.
Ответить