СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Развалили Социалистическое Содружество... И что получили?

29.05.2020 09:14

 

Подумайте о Прошлом, и вы поймете, за какое Будущее стоит бороться.

Н.С.

 

На портале «Столетия»  28 мая 2020 года опубликована  весьма актуальная статья Юрия Енцова «Оно того стоило? Чем пришлось пожертвовать, развалив СССР?»

Публикую ее со своей редакторской правкой…

 

Во времена Советского Союза страны, входившие в социалистический лагерь, принято было называть «братскими».   После его развала  в этих странах  стало преобладать одно желание – отвернуться от России и жить на уровне западных соседей.

Прошли десятилетия. Благосостояния в этих странах, -  некоторые их них даже были допущены Америкой   в  члены антироссийского военного альянса НАТО,  - не прибавилось, но зато убавилось много чего хорошего.

Где вы польские и югославские стенки, ГДР-овские рубашки с карманами и непонятным названием «батник», где не знающие сносу очень красивые румынские ботинки, венгерские плащи?..

Не так давно промелькнула новость, что знаменитая Кренгольмская мануфактура в эстонской Нарве, некогда принадлежавшая купцу Козьме Терентьевичу Солдатенкову и приносившая ему стабильный доход, закрыта и частично снесена. А латвийское парфюмерное предприятие «Дзинтарс», гремевшее на весь необъятный Союз, обанкротилась. Основанное сто пятьдесят лет тому назад немцами, оно мало-помалу опять превращается в скромную мыловарню, в то, чем было в самом начале. Ведь рынка сбыта, огромного прожорливого СССР не стало, а соревноваться со всем миром у «маленькой, но гордой» сил нет.

Забыт «Рижский бальзам», некогда подарок – роскошнее не придумаешь! Теперь у каждого нашего региона свой ароматный напиток на травах. Хочешь татарский, хочешь чувашский.

А РАФик – знаете, что это такое? Нет, это не имя усача в «кепке-аэродром», это «Рижская автобусная фабрика», выпускавшая микроавтобусы для всей страны. Автомобилестроение – это вам не пробник духов понюхать, это – показатель развитости государства. Есть свои авто – страна развита. Нету – значит, третий сорт.

Под эти слова польского гимна: «Еще Польска не сгинела» сорок лет назад профсоюз «Солидарность» во главе с электриком Лехом Валенсой штурмовал Гданьскую судоверфь. Огромную, тогда казалось, непотопляемую. Тоже, кстати, основанную немцами, но подаренную Советским Союзом братской Польше. Наверняка в этом августе будет помянут юбилей «обретения свободы». Покажут кадры хроники: простой парень-забастовщик перелез через забор. И началось!

А чем все закончилось? В 1997 году верфь обанкротилась в первый раз, а сейчас там деятельность едва теплится. Народу занято в десять раз меньше, чем во времена, когда существовал блок стран «народной демократии». За что боролись? За то, чтобы электрик – активист профсоюза, и по совместительству агент спецслужб, побывал президентом перманентно деградирующей страны?

Другая страна позаимствовала у предыдущей слова и смысл своего гимна: «Ще не вмерла Украини…». Имеется в виду, что мучиться осталось недолго. Вот население и преуспевает в саморазвале. Даже своего сала – и того давно нет, только импортное. А ведь кроме жита и сала, когда-то были еще фабрики, заводы. Днепрогес с АЭС. Существовал не просто украинский автопром в лице «Запорожца» и «Волыни», а целый авиапром с космической промышленностью. Мало что осталось. Главное – вышиванки и возможность без визы ездить в Европу, для занятия проституцией и чистки западных евроунитазов.

Лет десять назад Болгария получила практически официальный титул отхожего места Европы. В самом Брюсселе, столице Евросоюза и его штаб-квартире. Там выставили на всеобщее обозрение «произведение современного искусства», карту, где на месте Болгарии – унитаз восточного, азиатского образца.

А ведь когда-то это была, точнее, стала на какое-то время, высокоразвитая страна, экспортер овощей и фруктов, с разнообразной промышленностью, от металлургии до электроники. Но срок этого болгарского великого скачка оказалось недолгим. Огонек прогресса, раздуваемый из Москвы, и подпитываемый советскими субсидиями, быстро погас.

Веселый художник, опустивший болгар буквально ниже плинтуса (такова конструкция тех унитазов),  был чех. Его собственная страна продемонстрировала всему миру пример цивилизованного развода Чехии и Словакии. Никаких других достижений у Чехии нет, если не считать президента Милоша Земана, который, по крайней мере, говорит правильные вещи, например, что глупо сносить памятник маршалу Коневу. Сделать же он ничего не может, так как должность у него чисто представительская.

Другой, предыдущий президент Чехии Вацлав Гавел тоже говорил много правильных слов – про «свободу», про «демократию». В результате его красноречия район Баррандов и расположенная здесь киностудия – были возвращены семье Гавелов. Можно за них порадоваться. Вот только маленькое «но»: не снимают на этой студии своих славных когда-то фильмов. Мощности сдаются в аренду. Там сняты десятки западных, восточных и российских фильмов. А чешских – не существует и в помине. Наверное, для Чехии из всех искусств важнейшим является не кино.

Потомкам двух других чехов, тоже Вацлавов: Лаурина и Клемента, основателей завода «Шкода» повезло меньше. В 1991 году чешский автопром купил «Фольксваген», и от чешского завода – осталось только название. Прошу заметить: купил, не украл и не отнял, так что какие могут быть претензии?! Для справки: бюджет одного только концерна «BMW» больше чем госбюджет соседней Сербии.

После окончания Второй мировой войны ветеран австро-венгерский армии Иосип Броз-Тито стал руководителем Республики Югославии, объединившей всех, кто говорил на сербохорватском языке. Несмотря на то, что у Иосипа Брозовича были плохие отношения с Иосифом Виссарионовичем, но югославы, объединившись, изготовляли и экспортировали на запад и восток свою продукцию цветной металлургии, машины и оборудование, текстиль и обувь, мебель и, конечно, продовольствие.

В те времена ни нам, ни югославам в дурном сне не могло присниться, что футболки с дубленками и нам, и даже им – будут экспортировать народы, которые круглый год ходят полуголыми из-за жаркого климата. Но это произошло. Потом, когда на Балканах все закончилось тем же, с чего все начиналось – резней.

Так что Чехия со Словакией действительно выбрали не самый плохой вариант из двух зол: просто развода или развода со стрельбой. А собственно, зачем было разделяться? Чтобы кто-то их разделивший, властвовал?

Разумеется, резня и стрельба – более привычны на бывших советских территориях, на юге и востоке   рубежей России. Были, до той поры, пока не появился восставший против нацистов Донбасс. Но развал и деградация нависли черными тучами  и над  югом, западом  и   востоком, на бывших территориях Советского Союза..

Грузинская ССР полностью обеспечивала потребности всего Советского Союза в цитрусовых, чае и табаке. Кроме того, там развивались электроэнергетика и электровозостроение. Кто-нибудь говорит сейчас про тбилисские электровозы? Завод построили в 1942 году, и вплоть до 90-х потребность в них была постоянной.

А бакинские бытовые кондиционеры? Автор этих строк даже помнит их на прилавках магазинов.   После развала СССР завод прекратил свое существование, последние кондиционеры были произведены больше десяти лет тому назад.

И в самой России потерь и разрушений не меньше. Часто сетуют на то, что были «разрушены хозяйственные связи», но не говорят, что они разрушились потому, что их перестали поддерживать, как это делалось во времена Советского Союза..

Вспомним  военного  деятеля Российской империи и историка Михаила Африкановича Терентьева. Он написал книгу «Россия и Англия в Средней Азии». В главе пятнадцатой он размышляет о том, стоит ли Азия денег, на нее потраченных? Стоило ли соединять сибирскую военную линию с оренбургской? Он размышляет  о  доходах Туркестанского края (очень, между прочим, дотошно): сколько платят русские и сколько местные жители.  Сравниваются цифры доходов и расходов по смете и в действительности.

И вот после того, как Россия за века очень упорно, не мытьем так катаньем, укрепила свое влияние в Азии, русские много лет жили, пользуясь привилегией снабжать местные  народы продукцией, сделанной русскими  мастеровыми. Как только армия, «русские штыки», перестали сдерживать границы империи, туда хлынули товары из чужих  стран, которые стали быстро на этом богатеть.

«Свободный рынок» Запада,  говорите?

Честная «частная конкуренция» с европейскими и американскими компаниями, с транснациональными монополями?!

Не смешите шнурки моих ботинок!

«Свобода» в мире империализма и капитализма, чистогана и наживы, строго зарегламентирована и  детально расписана. А, кроме того, и   идеологизирована. В пользу капиталистической эксплуатации человека человеком!

Разумеется, под прикрытием «прав и свобод человека».

Подумайте о Прошлом,  о Союзе Советских Социалистических Руспублик, - и вы поймете, за какое Будущее стоит бороться.

Н.С.

 

Оригинал статьи Юрия Енцова:

http://www.stoletie.ru/vzglyad/ono_togo_stoilo_114.htm







0
0
0



Комментировать