СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

КАК АРАБЫ СПАСЛИ ЕВРЕЕВ С ОСТРОВА ДЖЕРБЫ

27.03.2021 18:55

КАК АРАБЫ СПАСЛИ ЕВРЕЕВ ДЖЕРБЫ

Или

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ТУНИССКИЙ ОСТРОВ ДЖЕРБА!

 

В Интернете опубликован  «Репортаж с еврейского острова  Джерба». Авторы:  журналисты из  Jüdische Allgemeine Андреас Эдом и Джанет Бен-Хассин. Вот ссылки:

https://grimnir74.livejournal.com/11495254.html

 

https://stmegi.com/posts/68650/evrei-dzherby-nikto-ne-khotel-uletat-/

 

Отметим, что Jüdische Allgemeine («Джудише альгемайне»)  в Германии – это не сионистский желтый листок. Это  самое важное  издание немецких евреев, выходящее с 1946 года, редакция которого  находится в Берлине. В газете публикуются статьи о политике, культуре, религии и еврейской жизни в Германии  и других стран.   Издание получало даже два раза  European Newspaper Award в  категориях  «Лучшее оформление»  и «Лучшая обложка».

 

Итак, репортаж с «еврейского острова»? С Джербы?  В канун возможного  туристического сезона-2021?

Очень интересно?

Я на этом острове был десятки раз… Так что давайте прочитаем, но  с моими купюрами и комментариями.  Не обессудьте за мои комменты! Если лгут, то назовем ложью. Если правду пишут, то обрадуемся.

 

Из 2000 евреев Туниса около 1300 живут на острове Джерба, где находится древнейшая   синагога.

 

Начнем с вкусного,  с ресторана с русским названием «ЗИНА» на Джербе. 

 

 «Вам с тунцом, с сыром или с курицей?», — спрашивает Габриэль Яиш, владелец ресторана «Зина» в Старом городе Хумт-Сук на тунисском острове Джерба. Трактирщик имеет в виду основной ингредиент начинки своих «бриков» (нечто вроде  кавказских чебуреков), которые он жарит специально для каждого из клиентов. И еврейские буквы на вывеске, и кипа на голове Яиши демонстрируют, что он еврей.

Его предки – из России?

И все это — в мусульманской стране, на «культуру которой евреи наложили свою  печать».

 На Джербе символы еврейской религиозной идентичности никто не скрывает.  Некоторые  еврейские блюда напоминают тунисские: лепешки (млави по-тунисски), мясные фрикадельки (кюфта), сладкие кунжутные шарики (таква).

В 1880 году  в Тунисе еврейская семья Бокобса ( тоже из России?)  впервые сделала инжирную водку — буха, которая стала национальным напитком страны. Посмотрите внимательно на бутылочки бухи: они очень похожи на русские шкалики. А русские слова «бухать», «бухарик»? Из  Одессы, приморского города России?

 

Долгая история человечества в зеркале Джербы.

 

Еврейское присутствие, согласимся с авторами репортажа,  имеет здесь долгую историю. За 1400 лет до того,  как в 7 веке н.э. в Тунис пришли арабы, а с ними   и  ислам, в Ливию и на юг Туниса бежали от вавилонян через Египет первые евреи. С конца 15 века к ним стали присоединяться  сефарды из Испании и Португалии, изгнанные христианскими правителями с Пиренейского полуострова.

 Сегодня доля евреев в населении Туниса небольшая. Более 100 000 евреев (по еврейским источникам)  жили в стране до Второй мировой войны (ВМВ).  В Тунисе она продолжалась с 1939 до 1943 год, когда союзники, после победы Советская армии под Сталинградом,  разгромили немецко-итальянскую группировку и взяли в плен 150 тысяч нацистов и фашистов. Сегодня  в Тунисе   -  около двух тысяч. Из них около 1300 живут на острове Джерба. Большинство тунисских евреев перебрались после ВМВ  в Израиль, Италию или Францию.

Сейчас их число остается   стабильным. «Благодаря Джербе — говорит член совета директоров тунисской спортивной ассоциации Жан Пьер Лисция, — мы никогда не уйдем из Туниса».

Остров всегда был еврейским символическим местом, оплотом еврейской жизни в стране. Здесь   евреи построили на черном камне, упавшем с неба ( так говорит легенда, а  израильские источники утверждают, что этот камень - от разрушенного вавилонянами Иерусалимского Храма)  синагогу «Эль-Гриба», переводится как «чужестранка». Это  самая древняя в мире (за пределами Израиля, как утверждают израильтяне) синагога.

О легенде я расскажу в сценарии мои фильма…

На праздник Лаг ба-Омер ежегодно ( до проклятой пандемии 2020 года )  сюда прилетали и приезжали тысячи евреев, в основном из Израиля.  На Джербе, маленьком острове, есть международный аэропорт!

«Полные радости и солидарности с еврейской общиной, остающейся на Джербе, они празднуют и демонстрируют, насколько все еще идентифицируют себя с родиной своих предков», как нам радостно сообщают в своем репортаже  с «еврейского острова Джерба»   опубликовали журналисты  из «Jüdische Allgemeine» Андреас Эдом и Джанет Бен-Хассин.

Приведу еще один  пассаж из их репортажа с «еврейского острова Джерба»:

«В отличие от Европы, евреи в Тунисе всегда могли свободно заниматься любой профессией. Особенно популярны были ремесла. Раньше многие работали плотниками и портными, позже некоторые евреи добывали себе средства к существованию производством, ремонтом и продажей золотых и серебряных кованых изделий. Сегодня на улице Бизерта остались три предприятия, принадлежащие евреям — ювелирные магазины. Симон Биттан управляет своим магазином с 1970 года и за это время превратил его в небольшой музей иудаики. На переполненной витрине он с гордостью показывает старую ханукию. Потолок его магазина — красочное произведение искусства, сетка из бесчисленных восточных и еврейских символов. Рядом со звездами Давида виднеются полумесяцы и рука Фатимы, призванная защитить от сглаза.

Как и другие два коллеги-еврея на его улице, Симон Биттан любит свою родную Джербу и доволен своей жизнью....

Как и вся оставшаяся еврейская община, Симон Биттан не хочет покидать Тунис . Во время революции в 2011 году, по его словам, израильское правительство прислало три самолета для эвакуации евреев с Джербы на родину предков. Но никто не хотел улетать, и самолеты вернулись домой пустыми».

Не удержались израильские журналисты и бросили увесистый камень в сторону Франции:

«Франция тоже больше не вариант. Жизнь там всегда была напряженной и, между прочим, гораздо опаснее, чем дома. В Тунисе у всех евреев есть работа, они способны себя обеспечить. Это удерживает в стране и молодежь. Помимо ремесленных работ, евреи обеспечивают все население традиционной пищей. Многие из них владеют мясными лавками или ресторанами и являются важными работодателями для своих мусульманских соотечественников.

Аналогичным образом выражается и Йоси Элиор Фоуэд, один из двух других евреев — торговцев драгоценностями на улице Бизерте. Он некоторое время жил во Франции. Но вернулся, потому что жизнь на Джербе оказалась более спокойной. Здесь меньше бюрократии, налаженные отношения с властями. Кроме того, он считает, что здесь испокон веков евреи дружат с мусульманами. Джерба известна как образец мира между евреями и мусульманами, они работают вместе, уважают и ценят нравы и обычаи друг друга».

Есть и позитивный пассаж в репортаже Андреаса Эдома и Джанет Бен-Хассин, с которым я, посетив Джербу десятки раз  за свои 35 лет в Тнисе, полностью согласен:

«На протяжении веков евреи пользовались доброй репутацией у большинства населения Туниса. Они хорошо ладили друг с другом. Перелом наступил в 40-е годы. До тех пор все в Тунисе были равны, время от времени евреи и мусульмане даже вступали в межконфессиональные браки. Звезда Давида считалась не только еврейским символом, но и общим орнаментальным объектом. Так, поныне «Аз Зайтуна», самая большая мечеть в Тунисе, украшена шестью звездами Давида.»

 Далее журналисты утверждают:

«Но с оккупацией Туниса вермахтом (фашистским, гитлеровским!)  в 1942 году, а затем после основания Государства Израиль в 1948 году звезда Давида стала символом иудаизма и сионизма. С тех пор конфликты между евреями и мусульманами в Израиле порой омрачают отношения обеих групп».

Первые беспорядки в Тунисе произошли после Шестидневной войны 1967 года. Тогда толпа разгромила и подожгла самую большую синагогу страны. До революции 2011 года евреи не пользовались защитой правительства. Их существование в стране замалчивалось, даже в книгах по истории евреи не упоминались. Об «Эль Грибе» за границей знали больше, чем в Тунисе. Ислам принял угрожающее по масштабам влияние в 1979-1994 годах, когда Лига арабских государств, а также Организация освобождения Палестины имели в Тунисе свои штаб-квартиры. Все это побудило многих евреев покинуть страну.

С приходом «арабской весны» Тунис следует за либерально-исламским Марокко к атмосфере межрелигиозного мира и терпимости. Евреям теперь доступны любые должности, и официально в стране больше не различают евреев и мусульман. Несколько месяцев назад 56-летний джербский еврей Рене Трабельси стал министром туризма. А в городе Монастир член еврейской общины Симон Саламе даже является председателем местного отделения исламской партии «Эннахда». Представитель партии и депутат парламента Имад аль-Хмаири подтверждает, что партия открыта для всех, что, политическое участие еврея является признаком терпимости, и все могут работать в государственном управлении, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Эти новые веяния достигли и синагоги «Эль Гриба». Были смягчены условия въезда в Тунис для израильтян, и число туристов-евреев на острове растет год за годом. Теперь даже имам Джербы посещает эти многолюдные паломничества на Лаг ба-Омер».

Извините, но мне критика немецкого издания в адрес Франции напомнила… менталитет немецкого генерала,  верно служившего Гитлеру,   который, как утверждают некоторые историки, был весьма удивлен(sic!) тем,  что Акт о капитуляции   Германии будет подписывать и Франция.

Поэтому я  закончу цитировать  репортаж журналистов.

 

О короткой памяти немцев и не только немцев

 

О причинах «шестидневной войны» 1967 года журналисты  Jüdische Allgemeine умалчивают.

Совершенно ошибочен их пассаж о том, что «ислам принял угрожающее по масштабам влияние в 1979-1994 годах, когда Лига арабских государств, а также Организация освобождения Палестины имели в Тунисе свои штаб-квартиры». Это надо же так  не уважать, мягко говоря, мусульман и их религию!

Ни слова немецкие евреи ( или еврейские немцы) не говорят, как израильская авиация разбомбила тунисский город Хаммам-Шот в октябре 1985 года.

Напомню. Операцию ("Регель Эц" - "Деревянная нога") провели израильские  F-15. Альянс НАТО до начала агрессии «ослепил» тунисские радары (Как говорят в России, «ну как не порадеть родному человечку»).   Использовались бомбы GBU-15 и не только. Каждый самолёт нёс по одной бомбе. Было сброшено 8 бомб. Причем самые страшные человеческие жертвы вызвала израильская бомба замедленного действия: она взорвалась, когда десятки тунисцев, и мусульман , и евреев, и христиан, разбирали руины зданий, пытаясь спасти еще живых, еще стонущих людей.

Советский Союз   и страны Западной Европы резко осудили агрессию  Израиля. 4 октября 1985 года  Совет безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую нарушение суверенитета Туниса, охарактеризовав действия Израиля  как грубое нарушение хартии ООН и отметив право Туниса получить возмещение ущерба.

 США, главный союзник США, отдавший приказ оглушении тунисских радаров,  при голосовании воздержались…  

Я прилетел в Тунис через месяц…

Ни слова журналисты не говорят о террористических актах в Тунисе, совершенных израильскими коммандос. Среди погибших – мои палестинские друзья…

 Светлая память о них – в моем сердце!

Я мог бы вам рассказать о теракте  на Джербе  в 2002 году,   возле древнейшей синагоги Эль-Гриба на Джербе, который сжег  жизни шести тунисцев, шести немцев и двух французов.    И было бы во много раз больше жертв, если бы «летящий» на синагогу  грузовик, груженый  баллонами со сжиженным газом, не попытался остановить ценой свой жизни тунисский полицейских, охранявший святыню евреев…

Об этом – в сценарии…

Мне  нужно о многом вам рассказать В том числе о том, как по приказу Посольства России в Тунисе и с согласия тунисских властей все русские  врачи, которые тогда работали в Тунисе и имели ценный опыт спасения обожженных, выехали на Джербу.

Будемвсегда благодарны врачам России в Тунисе! До сих пор в Тунисе работают и те, кто прилетел в Тунис из Советского Союза. Как Александр Марюшкин!   И работают до сих пор.  Как я!

Но сегодня,   прошу вас, прочитайте   сценарий неснятого ХУДОЖЕСТВЕННОГО фильма о  Факте Истории, о том, как в  в 1943 году  тунисцы, французы и русские спасли евреев Джербы от геноцида.

Если кто  найдет дополнительную информацию, пишите мне на

 sweeta45@mail.ru

Сейчас   работаю над  новым вариантом сценария…

Нацисты потребовали от евреев Джербы 45 килограмм золота.

Они приговорили к смерти…

Об этом – в новом сценарии!

Публикую свою статью  с надеждой, что  число туристов в Тунис, туристов  из самых разных стран, в том числе и из России, и из Германии,  когда закончится трижды проклятая пандемии, снова будет расти  год за годом. Почему трижды?

Она проклята и мусульманами, и иудеями, и христианами.

Кстати, кто помнит, сколько раз туристический сезон в Тунис начинали чартеры из России, приземляясь на Джербе?

Тунисском острове Джерба, господа из Jüdische Allgemeine !

Запомните это!

И всегда русские посещали синагогу Грибу, святыню евреев.

Как и я, православный атеист.

Так что ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ДЖЕРБУ, ГОСПОДА!

Но с добрыми намерениями узнать и историческую правду, и  гостеприимство тунисцев, и познать тунисскую кухню, и выпить тунисской бухи.

 

Повторюсь. Jüdische Allgemeine («Джудише альгемайне»)  -  самое важное и большое издание немецких евреев, выходящее с 1946 года в Германии.

За оформление и обложку   статьи ее журналистов благодарить не буду. Но скажу  спасибо Виктору Шапиро  за перевод с немецкого.   

 

 Автор статьи  - Николай Сологубовский,

  историк, сценарист,  лауреат кинопремии "НИКА" 2009 года Российской киноакадемии за фильм о русских эмигрантах «АНАСТАСИЯ», исполнительный директор по  Тунису художественных фильмов «Апостол» и «Офицеры»

 

Автор сценария – тот же.

 

 

Приложение

Синопсис сценария художественного фильма  "МОЛЧАНИЕ НЕБЕС". Вариант 2018 года.

  

  Действие фильма происходит во время Второй Мировой войны в Северной Африке. Как люди разных национальностей и разных верований (русские, арабы, евреи, итальянцы, немцы, англичане, американцы и другие) боролись против  нацистов и фашистов и побеждали.

 

  Факты

  

  Факт первый. На тунисском острове Джерба находится одна из святынь иудеев, знаменитая синагога Ля Гриба, построенная еще во времена царя Соломона (шестой  век до нашей эры!). Еврейская община на Джербе - одна из самых древнейших еврейских колоний.  И с тех пор евреи мирно уживались с берберами, финикийцами, римлянами... В первом веке нашей эры апостолом Павлом на острове была создана и христианская община. Знаменитую африканскую купель с Джербы, в которой крестили первых христиан-евреев, можно увидеть в Музее античности Бардо в Тунисе.

А в 7 веке уже нашей эры  на острове появились арабы-мусульмане. С этих незапамятных времен местное население (берберы, евреи, карфагеняне, римляне, а затем христиане и мусульмане) живет в толерантном мире, уважая другие религии, и с одинаковым почтением  относится ко всем, независимо от вероисповедания.

Но…

   

  Факт второй. Синагога Ля Гриба очень серьезно пострадала 11 апреля 2002 года, когда против нее был совершен террористический акт, организованный исламистскими скими экстремистами, связанными с неонацистскими группировками в Германии. Пострадали туристы разных стран, в том числе из России и Франции, но больше всего - туристы из Германии. Погибло в пламени взрыва  14 человек, в том числе шесть тунисцев, шесть  немецких туристов и два француза. Тридцать человек получили страшные ожоги. Самую первую помощь пострадавшим оказали тунисские и русские врачи, работающие в Тунисе, а также врачи из Италии и Франции. Тяжелораненые были на вертолетах доставлены в столичный госпиталь....

  Вот описание того, что произошло.  Джерба. 10 часов 15 минут. На дороге, ведущей к синагоге, появляется грузовик, груженный баллонами с сжиженным газом. Именно этими баллонами пользуются тунисцы для отопления жилья и приготовления пищи.  По дороге идут дети, грузовик притормаживает. Тунисский полицейский, охраняющий синагогу, выходит на дорогу. Водитель не реагирует. Полицейский преграждает путь грузовику, грузовик не останавливается, полицейский стреляет по колесу,  грузовик виляет в сторону, задевает туристические автобусы и  врезается в ограду синагоги...

Взрыв! Который был слышан на многие километры вокруг. Через несколько секунд раздается второй взрыв. Синагога объята пламенем...

Из нее выбегают горящие люди. Страшная картина: отчаяние, крики и боль жертв, ужас и бессилие очевидцев...

  Сегодня, как и раньше, синагога Ля Гриба открыта для туристов и является местом паломничества евреев со всего мира. Особенно много верующих приезжает на Джербу на еврейскую Пасху  (май каждого года).  Об этом  рассказывается в фильме…

 

Факт третий. В годы Второй Мировой войны, несмотря на приказ Гитлера уничтожить всех евреев на Джербе и взорвать  синагогу Ля Гриба, ни один еврей не пострадал, и синагога осталась целой.  Почему? Кто спас евреев?   Об этом  и  рассказывает фильм…

 

СИНОПСИС ФИЛЬМА «МОЛЧАНИЕ НЕБЕС»

  

  Актеры. Одни и те же актеры играют две и даже три  роли. Почему? Потому что это мы с вами, каждый из нас, мы проживаем одну жизнь,  но всегда мы несем в себе эхо прошлых жизней, уже прожитых другими людьми. Да,  бывают разные времена, разные беды и трагедии,  но добрый человек  всегда поступает по-доброму,  а злой творит зло... Только пусть в этом фильме злые  люди  -  фашисты-итальянцы, гитлеровцы, террористы, - будут всегда в черных масках или сняты с затылка!

Злые люди - это люди без лица!

Это – ублюдки без роду и без племени!

 

  Главные герои фильма:

  

  Русская туристка Анна, она же - "Гриба, чужестранка", основательница Храма на Джербе, она же на войне  1942-1943 гг в Северной Африке  - Анна, дочка раввина Джербы.

  

  Русский гид Алексей, он же в  на войне 1942-1943 года - русский доброволец, сын русского морского офицера из Русскойэскадры, которая ушла из Крыма в 1920 гг,   один  из «коммандос» Пеньякова, заброшенной  союзниками   в 1943 году   на Джербу.

  

  Немецкий турист Ганс , он же в 1942  году - Ганс, немецкий офицер, комендант Джербы, влюбленный в Анну.

  

  Тунисский полицейский Мухамед, закрывший своей грудью дорогу грузовику, он же в 1942 году  - сын имама на Джербе.

  

  Российский врач Владимир в тунисском столичном госпитале, он же в 1942 году – полковник Владимир Пеньяков.

 

Французский врач Жак в тунисском госпитале, он же в 1942 году - французский доброволец, который становится боевым товарищем Алексея.

  

  Итальянский врач Роберто, спасающий обожженных,  он же в 1942 году  - итальянский морской офицер, капитан корабля на Джербе, влюбленный в Анну.

  

  Английский турист Джон, он же в 1942 году - английский офицер связи при Монтгомери, работавший  с «коммандос» Владимира Пеньякова.

  

  В эпизодах Второй мировой войны также участвуют:

  Раввин на Джербе

  Имам на Джербе

  Полковник Пеньяков, русский эмигрант, 52 года

Русские, французские, польские, американские солдаты,

  Генерал Роммель

  

  Некоторые важные темы фильма

  

  Сквозная тема - Сталинград.

  В маленьком кинотеатре на Джербе крутят "победную" кинохронику немцев: "Вот, вот, и Сталинград будет взят!"

  А раввин слушает радио Би-Би-Си на английском. И  радио сообщает о капитуляции Паульса. Анна сообщает об этом Гансу. И только тогда Ганс принимает предложение раввина: он соберет  все золото Джербы  и отдаст его немцам. "Война проиграна! Надо спасти свою шкуру и надбить карманы", - понимает Ганс.

  

  Тема «Молитва и человеческая солидарность». В начале фильма появляются (голос или буквы) слова: "Небеса всегда будут молчать, с какими бы молитвами люди ни обращались бы к Богам. Боги говорят и действуют через людей". Эти слова в фильме потом повторяет старый раввин.

  Люди молятся - и всегда появляется Добрый человек, который спасает людей.

  Трюм корабля у берега Джербы. Люди молятся. В трюм спускается немецкий офицер Ганс и говорит по-немецки: "Выходите, вы свободны!"  Корабль выходит в море пустым, итальянский капитан Роберто  готовит подрыв, но боезаряд  -козни немцев- срабатывает раньше времени…

  Храм Ля Гриба. Вой моторов приближающихся самолетов. Внутри храма - люди молятся. Рядом с храмом - русский парень  Алексей по-английски передает по рации: "Не бомбите крест!". С высоты полета мы видим глазами английского летчика выложенный на земле... Андреевский флаг.

В фильме мы видим, как по просьбе Алексея  жители собирают все тряпки, простыни белого и синего цветов, чтобы выложить Андреевский флаг.

  Люди, обреченные на смерть,  молятся в заминированной фашистами Синагоге. И появляется Мухаммед, сын имама, один из героев фильма, и говорит: "Боши проиграли! Вы свободны!"

  Эта тема спасения благодаря человеческой солидарности  проходит через весь фильм. Человек в трудную минуту спасает незнакомого ему человека - и дальше идет счастливая развязка ситуации, в которую он попал.

  

  Тема «Любовь и Анна». Ключевой образ. Играет Анну одна актриса, хотя эпизоды, в которых появляется Анна, происходят и в шестом веке до нашей эры (Анна - строительница Храма Ля Гриба), и во время войны (Анна - дочь раввина), и сегодня - Анна - русская туристка, обожженная от взрыва грузовика.

В Анну влюбляются во время войны: и русский парень, и немецкий офицер, и итальянский капитан, и тунисец, сын имама.

  В конце концов  именно ему, Мухамеду, отдает свою руку красавица Анна. И весной 1943 года, когда фашисты капитулируют в Тунисе (май 1943)  в  синагоге празднуется их свадьба.

  Ведь Синагога Ля Гриба – особая синагога: именно в эту синагогу  приезжают еврейские девушки перед свадьбой, чтобы брак был счастливым.

  

  Тема «Русский парень»: образ доброго русского парня, смелого и храброго, сына русского морского офицера, который приплыл на эсминце "Жаркий" из Севастополя в Бизерту.  Вместе с женой и маленьким Алексеем . Этот парень помогал отцу строить в  тридцатые годы  в Бизерте Храм Александра Невского. Он пошел добровольцем к союзникам бить бошей, оказался в спецназе Владимира Пеньякова, был направлен разведчиком  на Джербу и влюбился в Анну...

  И этот русский парень .родственно  связан с Владимиром Пеньяковым. Пеньяков - его   дядя!

  

  Тема Добрые и злые люди: есть немцы и   «немцы». Есть арабы и  «арабы». Есть евреи  и «евреи». Немцы спасают евреев с помощью арабов и русских. И кто им противостоит? Какая черная сила?

  Другие «немцы», другие «евреи», другие «арабы»...

  

  Тема Англия. Двойственная роль англичан...Главное – захватить золото.

  

  Тема «Террористы».  Террористы - без лиц. Они безлики! Их лица скрыты! И это страшно! Террористом может оказаться кто угодно, кто согласится убивать беззащитных людей... за деньги!

  

  Некоторые эпизоды из сценария (в работе) фильма.

  

  Эпизод «Начало фильма». На экране - кадры, которые потом появятся в фильме. Легенда. Звучит голос:

  - И разверзлись небеса, и упал черный камень, и появилась женщина

  Субтитр - 596 год до Рождества Христова.

  Появляется женщина. Звучит голос:

  - ...и она сказала: Здесь будет Храм!

  

  Снова кадры, которые потом появятся в фильме.

  Субтитр - ноябрь 1942 год. Вторая мировая война.

  Авиация бомбит Джербу. Английский самолет заходит, чтобы сбросить бомбы на синагогу. Появляется женщина и поднимает к небу руки. Бомбы падают в отдалении  с синагогой,  взрываются, одна бомба падает  прямо у ее стены и... не взрывается.

  

  Снова кадры, которые потом появятся в фильме.

  Субтитр - апрель 2002 года.

  Грузовик мчится по дороге к синагоге. Стайка детишек разбегается перед ним. Лицо тунисского полицейского. Грузовик, черное переднее стекло. Лицо полицейского, который поднял руку, чтобы остановить грузовик. Он стреляет из автомата по колесам. Грузовик уходит в сторону. Взрыв.

  Появляется женщина и склоняется над убитым полицейским.

  

  На экране - титр "МОЛЧАНИЕ НЕБЕС"  

  

  Эпизод "Теракт".

  Идет параллельный монтаж кадров.

  По дороге к синагоге движутся  автобусы с туристами из разных стран.

  На улочках деревушек, которые проезжает автобус, мирная жизнь.

  По тоже же дороге мчится грузовик с газовыми баллонами.

  Автобус с русскими туристами. Одна из туристок - красивая женщина Анна.

  Гид Алексей говорит:

  - Мы начнем нашу экскурсию по Джербе с осмотра синагоги, которая считается одной из самых древних в мире...

  Лица русских туристов и туристок.

  Тунисские дети идут в школу.

  Едет грузовик с газовыми баллонами.

  Гид Алексей говорит:

  - Она было построена в шестом веке до нашей эры, еще во времена царя Соломона и называется Ля Гриба, чужестранка...

  Алексей бросает взгляд на красивое лицо Анны и добавляет:

  - И есть прекрасная легенда, которую я вам расскажу …

  Грузовик мчится по дороге.

  Автобус подруливает к другим автобусам и останавливается около ворот,  ведущих к Храму.

  Два полицейских сидят у ворот и улыбаются туристам. Один из них - Мухамед.

  Выходят туристы и направляются к синагоге.

  Мухамед   приветствует Алексея. Видно, что они хорошо знают друг друга и что Алексей не раз уже посещал синагогу. Краткий разговор.

  Из синагоги выходят другие туристы, мы слышим немецкую, французскую и английскую речь. Турист Ганс замечает красивую девушку, это - Анна.

  Грузовик резко сворачивает к синагоге.

  Стайка детей в испуге разбегается перед несущимся грузовиком.

  Полицейский Мухамед замечает это, встает и идет  в сторону несущегося грузовика.

  Алексей с туристами входит в синагогу и рассказывает легенду.

  Анна бросает взгляд на Ганса и задерживается у входа, чтобы сделать фото.

  Английский турист Джон ее отталкивает в сторону, но очень вежливо, ведь она ему перекрыла дорогу. И Джон входит в Храм, вытолкнув Анну на крыльцо.

  Немецкие туристы, среди них Ганс, направляются к своему автобусу.

  Полицейский Мухамед выходит быстро на дорогу, поднимает руку,  жестом требуя, чтобы грузовик остановился.

  Анна видит, что что-то неладно, и делает фотографии в сторону ворот и несущегося грузовика. Мы видим ее снимки:

   - грузовик с черным передним стеклом несется на полицейского.

   - Мухамед выхватывает автомат и стреляет в переднее левое колесо.

   - лицо Ганса, который смотрит на нее и улыбается.

  Лицо Анны, искаженное страхом.

  Испуганные лица других туристов.

  Грузовик теряет управление и сворачивает влево...

  Алексей в Храме рассказывает русским туристам легенду:

  - И разверзлись небеса, и упал черный камень...

  Грузовик задевает автобусы и врезается в ограду, окружающую синагогу.

  Страшный взрыв.

  ЗТМ.

  

  Главные эпизоды фильма:

  КАК БЫЛА СПАСЕНА ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА

  

  Из ЗТМ. Пустыня Сахара. Кинохроника войны.

  Субтитр: ноябрь 1942 года.

  Совещание немецких офицеров в штабе Роммеля. Среди офицеров - Ганс.

  Роммель сообщает офицерам о том, что они отступают в Тунис. 

Он говорит о приказе Гитлера уничтожить всех евреев на Джербе и в Тунисе. После паузы он добавляет, что каждый вправе решать сам. Но он  лично этот приказ выполнять не будет.

  Роммель говорит:

  - Мы - солдаты, и сражаемся с солдатами, а не с населением!

  

  Англичане наступают. Приключения английского офицера связи Джона, которого посылают к полковнику Пеньякову, командиру спецотряда, действующего в тылу немцев.

  

  Отступающие из Ливии части Роммеля захватывают Джербу  и  останавливаются на линии Марет.

  

  Гитлер отзывает Роммеля в Берлин и назначает Арнима новым командующим.

  Роммель прощается с офицерами, в том числе и с Гансом.

  Ганс получает назначение комендантом на Джербу. Он знакомится с старейшинами общин, в том числе с имамом и его сыном Мухаммедом, а также с раввином и его дочерью, прекрасной Анной, и влюбляется в нее.

  

  На остров прибывает с боеприпасами итальянский корабль, и Ганс знакомится с его капитаном Роберто.

  

  На корабли привозят и фильмы, которые местные жители смотрят в маленьком кинотеатре. В этом же кинотеатре, во время сеансов происходят встречи участников   Французского  Сопротивления.

  

  Субтитр: январь1943 года.

  Ганс получает приказ от Арнима:

  "Вывезти всех евреев на итальянском корабле и взорвать синагогу".

  Немецкий офицер, который привозит этот приказ, уточняет:

  "Речь идет о тотальной ликвидации".

  Ганс вызывает раввина и говорит:

 -  В целях безопасности  надо составить список евреев, которые будут эвакуированы на корабле в Европу. А остальные должны собраться в синагоге, и за ними на днях тоже придет корабль. Всех их перевезут в Европу, где они будут жить и трудиться. В полной безопасности!

  

  Анна, дочь раввина,  сообщает об этом Мухамеду, сыну Имама, с которым она помолвлена. Мухаммед информирует об этом французов, участников Сопротивления, а французы - англичан. Английское командование принимает решение послать на Джербу одну из диверсионных групп полковника Владимира Пеньякова. В составе этой группы - русский доброволец Алексей и французский доброволец Жак. Они прибывают с Мухамедом к имаму, а затем к раввину, знакомятся с ним и его дочкой.

  И, конечно,  и Алексей, и Жак  влюбляются в прекрасную Анну, невесту Мухаммеда.

  

  Евреи решают откупиться золотом и серебром и предлагают эту сделку Гансу. Раввин говорит ему:

  - Зачем для Германии наша рабочая сила? Великой Германии нужны деньги.

  Ганс, который  понимает, что Италия и Германия проигрывают войну,  заламывает очень высокую цену6 45 килограмм чистого золота.

  Потрясенный раввин удаляется. Евреи начинают собирать фамильные реликвии, драгоценности, золото, серебро.

  

  Пеньяков сообщает английскому офицер связи Джону о сделке. Тот передает начальству.

  Англичане начинают свою игру, чтобы эти богатства не уплыли с Джербы. На совещании английских офицеров один из офицеров говорит:

  - Там мелководье. Будет легко поднять груз с затонувшего корабля. С затонувшего!

  

  Капитан Роберто, влюбившись в Анну, хочет ей помочь и заявляет Гансу, что корабль пострадал во время налета союзников и нуждается в ремонте и что только потом он сможет с людьми выйти в море.

  

  Евреи собирают все драгоценности, что могут, передают Гансу, но этого Гансу мало.

  Немцы начинают арестовывать евреев и перевозить их на корабль. Остальных загоняют в Синагогу и готовят ее к взрыву.

  

  Раввин передает Гансу, в дополнение к драгоценностям,    священную книгу- Тору, хранившуюся в Синагоге.

  Ганс понимает, что это бесценное сокровище. Но он еще колеблется.

  

  Алексей по рации сообщает Пеньякову, что корабль нельзя бомбить.  Пеньяков передает английскому офицер связи Джону:

  - На итальянском корабле и в Синагоге на Джербе - люди!

  

  Чтобы избежать бомбежки  Синагоги, Алексей вместе с раввином организует сбор среди местных жителей белых и голубых полотнищ и выкладывает из них Андреевский флаг рядом с Синагогой. И сообщает об этом по рации Пеньякову, а он - английскому офицер связи Джону.

  

  Семью раввина, в том числе и Анну,   немцы арестовали.    Перед арестом    раввин успевает обратиться за помощью к имаму  через Мухаммеда и говорит дочери Анне: "Ты нужна здесь! Ты сохранишь храм! А мне надо быть со своими!"

  По просьбе раввина Ганс сам отвозит Анну, ночью, из корабля домой.

     

  Пеньяков передает Гансу свое послание: "Верни Тору - и будешь жить! Это я тебе гарантирую, русский офицер!"

  

  Мусульмане собирают недостающую сумму в золоте и серебре, и сын имама Мухаммед   лично передает собранные богатства самому Гансу!

  Немцы минируют синагогу.

  Итальянский офицер Роберто сообщает Анне, что Синагога минирована. Анна сообщает Мухаммеду, своему возлюбленному. Информация поступает к Пеньякову.

  

  Ганс узнает от Анны, что Паулюс капитулировал под Сталинградом.

  

  Ганс получает именно ту сумму, что он хотел получить, и со своими солдатами и драгоценностями поднимается на итальянский корабль. Он ждет команду, которая должна вернуться, взорвав Синагогу.

  И думает об Анне, которая исчезла бесследно..

  

  А около Синагоги - бой. Десантники Пеньякова, в том числе Алексей и Жак, уничтожают немцев. Вместе с русским и французом храбро сражаются Мухамед, который присоединился в ним, и другие тунисцы. Мухамед первым врывается в синагогу и говорит евреям: "Боши проиграли! Вы свободны!"

  Десантники и тунисцы вытаскивает ящики с взрывчаткой из Храма. Часть ящиков Алексей и его товарищи относят в овраг, рядом, чтобы взорвать, а часть - грузят на грузовик.

  Фраза Алексея: "Пригодится!" Алексей решил, что раз Ганс послал взрывников взорвать синагогу с людьми, то он не сдержал своего слова и готов уничтожить заложников на корабле. Он кричит товарищам:

  - Ганс - сволочь, и он живым не уйдет. Я заставлю его освободить людей!

  Алексей садится за руль грузовика, Мухамед пытается впрыгнуть в кузов, но не получается. Машина несется в порт.

  

  Мощный взрыв в районе синагоги, который виден даже на корабле.

  

  Десантники на джипе устремляются за грузовиком Алексея. Мухамед за рулем, Жак держит рацию в руках, и пытается передать сообщения.

  Английский офицер связи Джон занимается своими делами.

  

  К Джербе приближаются английские бомбардировщики, взлетевшие с Мальты.

  

  Ганс спускается в трюм и видит, что Анна сама вернулась на корабль, чтобы ухаживать за больным отцом.

  В трюме Ганс смотрит на Анну и не выдерживает ее взгляда.

  Потрясенный Ганс говорит заключенным, что они свободны.

  Ему пытается помешать офицер СС. Это тот офицер, исчадие ада,   который привез приказ Гансу ликвидировать евреев.  Ганс пристреливает его.

  

  Люди спускаются с корабля на пирс.

  

  Ганс ждет своих взрывников, рация которых не отвечает.

  И тогда Ганс командует, чтобы корабль отошел от пирса.

  Над  кораблем проносятся английские самолеты.  

  

  Алексей на бешеной скорости влетает в порт, видит людей, покидающих корабль, улавливает умоляющий взгляд  Анну и понимает, что Ганс все-таки сдержал свое слово.

  

  За ним в порт на джипе влетают десантники, и Жак кричит в рацию, смотря  то на людей, то на самолеты, которые заходят на новый круг:

  - Не бомбите! Люди освобождены!

  Английский офицер связи Джон не торопится передать сообщение Жака.

Американские военные  ведут переговоры с англичанами и  Гансом.

  

  Самолеты сбрасывают бомбы на порт...

  Алексей круто выворачивает руль...Рядом с грузовиком падает бомба.

  Взрывы. Гибнущие люди.

  Мухамед выпрыгивает из джипа и накрывает свои телом Анну.

  Грузовик Алексея падает с пирса в море.

  Мощный взрыв.

  ЗТМ

  

  Союзники - американцы! - добиваются от англичан гарантий, что Ганс и Роберто с драгоценностями  на корабле дойдут до Мальты.   Корабль сопровождают американские военные корабли.

  

  Эпизод Спасение.

  Из ЗТМ. Субтитр: 2002 год.

  Бушует пламя. Последствия взрыва на Джербе. Обожженные туристы.

  Гид Алексей звонит своему другу Николаю, представителю Здравэкспорта:

  -Беда! Теракт! Много постадавших!

  Из разных городов Туниса летят скорые машины.

  Пострадавших туристов везут в госпитали.

  Тунисские, русские и другие врачи борются за их жизни. Среди врачей -  русский врач Владимир, итальянский врач Роберто и французский врач Жак. Владимир не отходит от обожженной Анны.

  Анну навещает и гид Алексей.

  Тяжело пострадавших Ганса, Анну и других туристов отвозят на самолете в Германию, чтобы сделать пересадку кожи.

  

  Страдающая Анна, она вся в бинтах. В бреду она видит ярую вспышку в небе, а из этой вспышки появляется женщина, так похожая на нее и говорит:

  -Ты будешь жить!

  Она  проводит рукой по лицу Анны.  Бинты и шрамы исчезают....

  ЗТМ

  

  Эпизод Праздник в Тунисе.

  Из ЗТМ. Субтитр: 20 июня 1943 года.

  12 мая - капитуляция 150-тысячной группировки немцев и итальянцев. Первый парад победы в Тунисе, который принимает генерал Эйзенхауэр.

  В параде участвуют также бойцы полковника Пеньякова, в том числе Алексей (виден шрам на его лице), Жак и Мухамед.

  Они посещают Бизерту, где Алексей возлагает цветы к могиле своего отца, полковника Ардатова, и молится в Храме Александра Невского.

  От живущей в Бизерте Анастасии Александровны он узнает, что его друзья юности, которые тоже в 1939 году встали в ряды Французского Сопротивления  - Коля  и Миша   –   погибли. Коля был летчиком, что с ним случилось, никто не знает. (Но  в фильме разыгрывается последний бой Коли  с фашистскими самолетами).   Миша - артиллеристом в бою под Кассерином.  Мы видим в фильме этот бой, когда Миша, раненый, остается один  у орудия, а на него надвигается фашистский танк....

 

  Алексей, Жак и Мухамед возвращаются на Джербу, где Мухамед и Анна играют свадьбу.

  

  Алексей везет с собой кинохронику боев под Сталинградом, которую ему дал полковник Пеньяков, это подарок от союзников.

  

  Эпизод Свадьба в синагоге.

  Праздник. А потом в местном кинотеатре все смотрят английскую кинохронику про разгром немцев под Сталинградом.

  

  Алексей и Жак прощаются с Мухамедом, Анной и раввином.

  Алексей:

  - Война еще не кончилась! Скоро штурмуем Сицилию! Прощайте!

  Жак:

  - Франция будет свободной!

  Мухамед, у которого был спор с Жаком насчет будущего Туниса (следует эпизод с этим спором) , вопросительно смотрит на него. И Жак говорит ему:

  - И Тунис тоже будет свободным! Обещаю!

  И, хлопая Мухамеда по плечу, добавляет, кивая на Анну:

  -Но ты лично  навсегда потерял свою свободу!

  Алексей и Жак садятся в джип.

  Мухамед с тихой завистью смотрит вслед своим товарищам.

  

  Джип Алексея и Жака проносится около Синагоги и исчезает в кровавой закатной дымке.

  В красном закатном свете - Доска из мрамора в русском православной Храме в Тунисе...

  Это Доска с именами погибших русских парней, в том числе - фамилия и имя Алексея Ардатова.

  Тонкая женская рука ставит свечку около доски...

  В красном закатном свете - французское кладбище в  Гаммарте (в столице Туниса). Могила Жака.

  Над могилой склонилась знакомая женская фигура.

  ЗТМ

  

  Эпизод Конец фильма.

  Из ЗТМ.

  Субтитр: май … года.

  На Джербе снова праздник, еврейская Пасха.

  Снова автобусы с туристами подъезжают к Синагоге. Мы слышим немецкую речь, французскую, английскую, русскую...

  Снова в автобусе с туристами уже постаревший гид Алексей. Алексей рассказывает легенду о Чужестранке:

  

  На экране - кадры, которые уже появились в начале фильма.

  Звучит голос:

  - И разверзлись небеса, и упал черный камень, и появилась прекрасная женщина -незнакомка... И она сказала...

  Субтитр - 596 год до Рождества Христова.

  Древняя Джерба. Появляется Анна. Перед ней стоят люди, герои нашего фильма, мы узнаем их лица…  Те же лица, только в одеждах тех далеких времен... Панорама по лицам.

  Звучит голос Анны:

  - ... Здесь будет Храм!

 

  Лицо Анны. Субтитр - май каждого года.

  Тот самый эпизод, когда она в первый раз подошла к дверям Синагоги.

  Звучит музыка.

  Мы видит Алексея с туристами, он что-то им рассказывает.

  Анна смотрит на нас с экрана, поднимает фотоаппарат, делает фото в нашу сторону, улыбается и уходит в Синагогу.

  ......Будто все на экране, как было в начале фильма, только в конце фильма две детали изменились...

  Первая деталь: в начале фильма мы не видим лица Анны, нет крупного плана, это просто женщина, как символ, а теперь мы видим ее лицо и любуемся ею!

  Вторая деталь: у Алексея тогда, в начале фильма были темные волосы. А теперь он совсем седой!

  

  Камера отрывается от земли и летит над Джербой...

  Музыка. Звучит хорошая, прекрасная песня на иврите про любовь, затем на арабском языке про любовь, она переходит в русскую песню про любовь,  

Эти три мелодии мы слышали в различных эпизодах фильма..

  И идут субтитры, слова этой песни на русском, арабском языках и иврите...

  

  Н.Сологубовский

  автор сценария

 




0
0
0



Комментировать