СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Тунис. Как мы снимали фильм "АНАСТАСИЯ"

30.11.2022 22:50

Как мы снимали  фильм «АНАСТАСИЯ»

 

Памяти Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской, которую мы называли Бабу…

 

(Из дневника)

….Никогда не забуду  мартовский вечер 2007 года.  Я снова приехал в Бизерту, тунисский портовый город.

Анастасия Александровна впервые не вышла мне навстречу. Впервые я сидел около ее кровати и с болью в душе слушал ее медленный рассказ о  болезни, из которой она только что и с таким трудом выбралась.

Февраль чуть ли не стал роковым месяцем. Помогли ей в борьбе с болезнью – вот имена, которые она назвала… -  тунисские врачи, доктор Полет Мабрук,   Наташа Соланж Себаг, Татьяна Мессауди, Гала, Морика, Мод, директор Российского культурного центра Николай Назаров и его супруга  Анна…

Многие пришли на помощь Анастасии Александровне, не всех она вспомнила в этот мартовский вечер, но она искренне благодарила всех православных прихожан, всю русскую «колонию», тунисцев, французов, всех друзей, благодаря которым она справилась со злым недугом.

Поймите, что даже сегодня не могу все рассказать, что она мне сказала. Так она попросила…

 

«Одни руки были готовы меня принять, но другие… не отпускали…»

 

Прислушайтесь только к нескольким фразам нашего с ней другого  разговора, записанного на видеопленку 18 мая 2007 года:

«Я чувствовала себя уже с другой стороны…

И чувствовала, что меня как-то тянут обратно… Я чувствовала, что это симпатии людей…

Я думаю, было столько желаний у людей, столько мне помогли…

Я чувствовала, что одни руки были готовы меня принять, но другие… не отпускали…

Я чувствовала, что должна вернуться и сделать что-то очень важное…»

Анастасия Александровна  медленно и спокойно протянула ко мне руку и с горечью сказала:

- Силы мои уходят…Я все понимаю, у меня прекрасная память, но это…

Она сделала жест рукой, показывая на саму себя.

- Но это…  это уходит…

 ….

 

И Ирина Николаевна сказала…

 

И тогда я отчетливо вспомнил, как в 1987 году Ирина Николаевна, моя милая супруга,  мне сказала после одной из наших поездок  в Бизерту к Анастасии Александровне:

 «Такая прекрасная женщина! Она так хорошо рассказывает! Почему бы тебе не сделать о ней фильм?»

И внутренний голос мне сказал в тот мартовский вечер:

 «Если ты это не сделаешь, то кто сделает?»

Через месяц я закончил то, что во мне созревало долгие годы.

Еще через месяц я передал в Москве Армену Арутюнову сценарий документального фильма об Анастасии Александровне. У нас установились доверительные отношения после съемок телесериала «Офицеры», где я взял на себя ношу исполнительного директора по Тунису и сделал для «Офицеров» и студии «ЭЛЕГИЯ»  все, что надо.

В это время, весной 2007 года, мы заканчивали с ним подготовительный период для съемок в Тунисе нового российского телесериала под названием  «Апостол».Вы можете его посмотреть в ЮТУбе.

Армен показал сценарий своему другу, продюсеру Левону Манасяну, который обсудил его с продюсером Долорес Мелконян. Они приняли главное решение, без которого фильма бы не было: студия «ЭЛЕГИЯ» будет финансировать съемки этого фильма!

Но кто будет режиссером?

 И кто будет оператором?

А далее происходит чудо или, говоря словами Александра Сергеевича Пушкина, «странное сближение»: Долорес говорит о теме сценария Виктору Петровичу Лисаковичу, выдающемуся кинодокументалисту России, профессору ВГИКА. Он задает только один вопрос: «А кто на эту тему написал сценарий?»

Получает ответ и…  

Сразу ему вспоминается  поездка в Тунис и одна история, случившаяся с ним…

 

«Странное сближение»

 

1996 год. Тунис. Виктор Петрович со своей супругой Лидией Петровной и другом Славой Вороновым и его женой приезжают в Хаммамет, главный курорт Туниса, на отдых. Со Славой, который и позвал Лисаковичей в далекий Тунис, я знаком по ВГИКу, где мы с ним учились на операторском факультете в конце шестидесятых годов, в мастерской документального кино Анатолия Колошина и Сергея Медынского. Когда он дозвонился до меня, то я сразу сказал: «Конечно, приезжайте. Я все сделаю!» Это была радостная встреча, которую мы отметили так, как отмечают настоящие донские казаки. Вы спросите: причем тут казаки? О, это другая история, мы все родственники казаков с Дона…

Так вот, после окончания ВГИКа Слава пошел кинематографическим  путем и многого добился на этом поприще и сделал много фильмов, а моя судьба сложилась совсем иначе: защитив во ВГИКе в 1975 году, последним из группы, свой дипломный фильм «Волшебники работают на МЭЛЗе», я пошел непротоптанным путем журналиста, был в разных странах Африки и Арабского Востока и, в конце концов,  не в Афганистане, куда просился, а в Тунисе, где и остался после грустных событий  начала девяностых годов в Советском Союзе. Основал несколько компаний, в том числе  туристическое агентство СВЕЕТА ТРЭВЭЛ, ставшее пионером российского туризма в Тунис. Да,  в 1993 году первые туристы, которых отправляла из Москвы Ирина Николаевна, выходили в аэропорту Тунис-Карфаген и искали табличку на русском языке НИКОЛАЙ АЭРОФЛОТ   

В  2023 году можно было бы отметить тридцатилетие начала Русского Туризма в Тунис, Да только нет спонсоров…

Так вот, мы провели вместе  с Виктором Петровичем несколько вечеров, о многом переговорили, и я, как гид – тогда я был одним из двух гидов, которые в Тунисе проводили экскурсии на русском языке, - предложил съездить с очередной   группой туристов на автобусную экскурсию в древний Карфаген.

 

«Надо уметь слушать то, что рассказывают камни»

 

Анастасия Александровна сказала мне, когда мы с ней посетили  в 2005 году столицу древней исчезнувшей цивилизации:

- Руины Карфагена говорят! Надо только уметь видеть и слышать то, что могло показаться простой грудой камней!

Одной из главных тем, о которых я всегда рассказывал туристам - и начинал рассказ  именно на руинах Карфагена, - была судьба Русской эскадры, вынужденной покинуть Севастополь в 1920 году.

Одной из главных героинь моего исторического экскурса была Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская!

Второй – прекрасная царица Элисса, основательница Карфагена. Царица, трагический образ которой еще не нашел своего киновоплощения. Сценарий, написанный о ее любви и верности мужу, о ее великих деяниях во имя своего народа, ждет спонсоров…

Простите, но когда вы окажетесь   в Тунисе, то прислушайтесь к руинам Карфагена. Может вы услышите   то, что   камни и руины расскажут именно и только вам…  

Именно в Карфагене Владимир Вольфович Жириновский, мой однокашник про ИВЯ при МГУ, сказал мне свое убеждение: «Россия будет восстановлена!»

Шел 1995 год…

 

«Останемся Русскими  до последнего вздоха!»

 

История Русской Эскадры хорошо запомнилась Виктору Петровичу, который дотошно расспрашивал меня тогда, в 1996 году, о судьбах русских офицеров и русских кораблей…

Я многое  рассказывал тогда своим туристам со слов Анастасии Александровны. Об этом – в моей книге «АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА  ШИРИНСКАЯ. ДОЛГ И ПАМЯТЬ», Москва, ИД Ключ-С, 2012 год… В продаже вы ее не найдете, денег мне хватило на издание только двухсот экземпляров…

Приведу из  этой книги  слова Александра Манштейна, русского морского офицера, командира эсминца «Жаркий», отца Анастасии Александровны, сказанные     2 января 1921 года  в Бизерте. Мне кажется, что сегодня эти слова , как никогда, актуальны:

«Где бы мы ни были, всегда давайте помнить, что мы – Русские. Если надо, будем нищими, но все равно останемся Русскими  до последнего вздоха. Поклянемся, что во всех испытаниях, которые нас ожидают, быть Русскими! И будем держаться также стойко, как наши отцы в славном Прошлом».

Виктор Петрович,  спустя 11 лет после  нашей встречи  в Тунисе, только узнав имя сценариста, все вспомнил и  сказал:

«Согласен быть режиссером «Анастасии»!»

К 2007 году  я уже собрал, благодаря Анастасии Александровне, не только большое текстовое досье о ней и Эскадре, но и сделал много фотографий и, главное, любительских видеозаписей. Не скрою, я всегда по-доброму завидовал своим сокурсникам по ВГИКу, «товарищам по кинокамере», и в душе оставался «киношником», которым стал  еще в 1962 году благодаря моему школьному другу, Ивану Аркадьевичу Преображенскому и созданной им еще в школе  студии «ЛЮКС».  Теперь эта школа -  ГБОУ «Лицей «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова».

 А знания, переданные мне во ВГИКе  Анатолием Колошиным и Сергеем Медынским, просто ждали своего часа.

Вот так все хорошее и доброе, что в наши души и головы вложили родители, учителя, друзья, хранится до поры , до времени, чтобы воплотиться в новые хорошие и добрые дела.

Я продолжал снимать любительские фильмы, а в апреле 1990 года моими видеогероями стали… Анастасия Александровна, архиепископ Феофан, приехавший в Тунис в 1990 году по указанию митрополита Кирилла, который сейчас Патриарх Московский и Всея Руси, и прихожане русских православных Храмов в Бизерте и Тунисе.

Скоро решился и вопрос о кинооператоре. Спасибо моему сыну Илюше, который дал мне деньги на покупку профессиональной видеокамеры и другого оборудования! Конечно, только один Виктор Петрович знает, какие киноляпы в звуке и освещении я делал на начальных этапах съемки! Приходилось работать одному, но он мне ничего не прощал, - и правильно делал, - снимал с меня стружку, сдирал живьем шкуру, требовал пересъемки неудавшихся планов Бизерты.

Но признаюсь: как я радовался, когда заслуживал скупую похвалу мэтра. И это всегда касалось моих видеоинтервью с Анастасией Александровной.

 

«Анастасия Александровна разговаривала именно со мной»

 

Съемки продолжались шесть месяцев. В неделю были два, максимум три дня съемок бесед с Анастасией Александровной, которые продолжались не больше часа. Чаще всего мы оставались с ней вдвоем, я задавал вопросы, а  иногда ничего не спрашивал, Анастасия Александровна рассказывала то, что ей вспоминалось, то, к чему душа лежала, обращалась она прямо к камере, за которой  был ваш слуга. И эти, как я их называю, «интимные» беседы придали фильму ту неповторимую атмосферу, о которой одна из зрительниц сказала так:

 «Я будто провела полтора часа в Бизерте и Анастасия Александровна разговаривала именно со мной».

Всего было отснято мной более 50 часов видеопленок, которые я скопировал Виктору Петровичу со своими предложениями по монтажу и изменениями в сценарии. И дальше произошло… нет, не чудо, а то, что рождается совместными усилиями творческого коллектива: был создан полнометражный документальный фильм «АНАСТАСИЯ». Посмотрите внимательно титры фильма, и вы поймете, кому рукоплещет публика в залах и кому говорят слова благодарности те, кто посмотрел фильм у себя дома. Вклад каждого из тех, о ком говорится в титрах,  неоценим!

А теперь доверимся снова одному документу, записи из моего личного дневника. Признаюсь, грешен, старюсь сохранить и записать свидетельства. Время уходит, моя память ухудшается, это только такой редкой женщине, как Анастасия Александровна, Бог дает прекрасную память!

И, если не делать записей, многое исчезнет безвозвратно.  Подумайте об этом. Ведь каждый из нас- это не только ненаписанная книга. Но и неснятый фильм!

Итак, страницы из дневника.

 

«... Земли родной минувшую судьбу»

 

«5 января 2008 года. Бизерта. Мы с Виктором Лисаковичем закончили  в Москве фильм «Анастасия», и я вылетел в Тунис, чтобы встретится с Анастасией Александровной, ей первой показать фильм и узнать ее  мнение о фильме.

Она вместе с сыном Сергеем внимательно смотрела на экран телевизора. Работала моя видеокамера, направленная на нее и которая фиксировала каждое ее движение, эмоцию, оценку. Признаюсь,  в последний раз я так волновался, когда…

Господи, как это сладко и мучительно ждать ответа на свои слова «Я люблю тебя!»

Я все помню…

После просмотра фильма Анастасия Александровна, взволнованная и воодушевленная, сказала:

«Это прекрасная картина, которую вы мне показали, и я так переживала сейчас снова! Я считаю, что это очень хороший фильм. Потому что нет ни одной вещи, которая бы мне показалась приукрашенной или искаженной. Так что мне фильм очень по душе. Он, по-моему, передает то, что надо передать. Передано то, что надо было сказать…

Я повторю еще раз: настоящее без прошлого – это настоящее без будущего. В России живут новые поколения, вы видите, какие перемены уже произошли на наших глазах. Теперь русские люди страстно ищут свое прошлое и приходят ко мне, чтобы услышать правдивый рассказ о случившемся. И вы знаете, им важно, что они знают, что слышат слово искреннее, что я не могу не переживать прошлое и что каждый раз, когда я говорю о наших отцах, я хочу, чтобы нить с прошлым не прервалась.

Они так  надеялись, что русские дети будут снова искать историю своей страны и тысячелетнюю культуру России.

Надо, чтобы кто-то, хоть один человек, в нужный момент оказался на нужном месте, чтобы эта цепь – от поколения к поколению – не прервалась, чтобы она сохранилась.

Мне наверняка дана для чего-то такая длинная жизнь, потому что даже и Пушкин говорил в «Борисе Годунове»:

«Недаром многих лет свидетель

Господь меня поставил

И книжному искусству научил…»

Я очень, очень тронута фильмом, и очень хотела бы, чтобы этот фильм, который вы сделали, вы смогли показать в России, надеюсь, что его увидят не только в Тунисе. Так что я желаю очень много успехов фильму!

Видите, как возвращается прошлое... И это очень важно! Потому что без знания Прошлого Настоящее не будет иметь Будущего. Вы содействовали Будущему России!»

 

Я храню это мнение Анастасии Александровны, записанное на видеопленку. Надеюсь, что ее пожелание осуществится и что фильм «Анастасия» покажут и по телевидению. Ждала же 70 лет Анастасия Александровна, чтобы рассказать нам  с экрана о судьбе  Русских Людей на чужбине и Русской Эскадры. Сколько лет будет ждать наш фильм, чтобы быть увиденным?

 

7 апреля 2009 года. Бизерта. Прошел год. Фильм «Анастасия» был премирован на кинофестивалях России, Украины, Франции, был номинирован на «Золотого Орла» и получил Национальную  премию НИКА Российской киноакадемии. Бабу – так называют Анастасию Александровну в Тунисе и Франции –  получила от президента России Дмитрия Медведева медаль Пушкина «за огромный вклад в сохранение русского языка и развитие русского культуры».

6 апреля я снова приехал в Бизерту к Анастасии Александровне, чтобы подробно рассказать о церемонии вручения НИКИ, которая состоялась в Москве 3 апреля. Я на это время улетел в Париж,где продолжил съемки моего будущего фильма «Русская эскадра»,  за что получил справедливый нагоняй от Ивана Аркадьевича Преображенского, ставшего уже киноакадемиком  и доставшем для меня два  ценных билета на церемонию. Виктор Петрович, он мне сам сказал об этом, второй полученный им лично  билет передал своей дочке. А свои билеты Иван Аркадьевич передал моим Илюше и Оле, которые с огромной радостью сообщили мне первыми по телефону, что…

ЛУЧШИМ НЕИГРОВЫМ ФИЛЬМОМ РОССИИ ПРИЗНАН ФИЛЬМ «АНАСТАСИЯ».

В этот вечер в Париже в Посольстве России давали спектакль по Гоголю. Вернувшись в свой номер, я плакал как мальчишка, читая   на телефоне  теплые послания друзей и близких…

Бабу написала первую книгу в свои 80 лет!

Я сделал свой первый большой фильм в 60 лет!

 Так что броня крепка и танки наши быстры, как любил говорить мой Батя!

И, верилось,  все еще впереди, мы с Бабу молоды и полны сил.  И главное в наши трудные времена - Господи, а когда они были легкими! - это бодрость духа!

Я все рассчитал правильно: я должен был прилететь к Бабу, передать ей, главной героине фильма, поздравления Киноакадемии и друзей, обнять и поцеловать ее натруженные руки, поддержать ее…

…В тот вечер мы говорили с ней о многом, я снова включил видеокамеру, чтобы запомнить новые рассказы Анастасии Александровны, «свидетеля многих лет...»

Под конец, когда мы расставались, она спросила:

- А как русское телевидение? Когда оно покажет фильм?

- Скоро, Бабу, скоро…

Она с надеждой посмотрела на меня и на прощание помахала рукой.

 

Приехав в Хаммамет к себе домой, я раскрыл прекрасную книгу произведений А.С. ПУШКИНА, которую мне подарила NN., и нашел слова, вложенные Александром Сергеевичем Пушкиным в уста Пимена в «Борисе Годунове»:

«И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу».

 

Так для потомков православных о минувшей судьбе земли родной пусть фильм наш  «АНАСТАСИЯ» повествует…

 

Николай Сологубовский,

30 ноября 2022 года, Москва - Бизерта - Хаммамет

 

(продолжение следует)

 

«Память. Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская»

Съемка и монтаж Дмитрия Новокшонова

https://www.youtube.com/watch?v=e92zhqNi3v4

 

 







0
0
0



Комментировать


Николай Алексеевич Сологубовский (написал комментарий 1 декабря 2022, 00:19)
Сергей Дебижев: «Документальное кино – мощный инструмент воздействия на общественное сознание»
http://www.sologubovskiy.ru/articles/8230/
Ответить