СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Россия и Прометей раскованный

23.07.2021 10:01

Дневник  Николая Сологубовского

 

Карфаген, 9 февраля 2002 года  

 

Факел Прометея

 или

Увидит ли мир  в России Прометея раскованного?

 

 

Изучение Античности  является источником высшего духовного наслаждения.  Таково  мнение Д. Фролова, знатока Античности. Общественная мысль древних  /греков, карфагенян,  римлян/ — это стержень духовной культуры Античного Мира, уникальный  фактор исторического прогресса.

Красочная мифология, диалектическая философия и  богатая событиями история,  насыщенная человеческими  судьбами драматургия, и исполненное гражданского пафоса красноречие, политические доктрины и социальные  утопии — вот перечень лишь наиболее важных порождений Античной Мысли.

В смутном мироощущении героев Античности   рождалось первое глубокое осмысление Человеком  внешнего Мира и самого Себя.  Из этих первых мыслительных усилий Человека   развилось научное объяснение Природы, Общества и самого Человека,  человеческой личности.  В исканиях древних людей - мыслителей  /философов, историков, поэтов, социологов,  в их произведениях — например,  софистов и Сократа — родились первые идеи о Человеке, о его назначении и судьбе, о его месте и роли в Истории Человечества… 

Все это, по мнению Д.Фролова, увлекательно для любого, кому интересна История и кому дорого богатейшее культурное наследие Человечества!

 

Что стоит почитать об Античности?

 

Это, во-первых, собрание статей профессора Петербургского (Петроградского) университета Ф. Ф. Зелинского, озаглавленное им самим «Из жизни идей» (т. I — IV. СПб.; Пг., 1905 — 1922).

Второй труд — «История античной общественной мысли» антиковеда С. Я. Лурье (М.; Л., 1929).

Третья книга — «Греческая цивилизация» швейцарского историка Андрэ Боннара (т. I — III, М., 1958 — 1962; французский оригинал вышел в Лозанне в 1954 — 1959гг.).   А. Боннар  сумел увидеть у древних греков рождение  нравственности, он сумел  показать, как сквозь толщу унаследованных от первобытной дикости суеверий и мерзостей пробились ростки тех благородных идеалов, которые знаменуют торжество человека над внешней средой и собственной животной природой.  

Четвертая  книга -  «Происхождение древнегреческой мысли» французского ученого Жана-Пьера Вернана (М., 1988; французский оригинал — Париж, 1962). Автор исходит из убеждения в  обусловленности общественного сознания строем социальной жизни. В историческом плане он видит  два главных этапа в жизни древнегреческого народа: древнейший, микенский, для которого были характерны иерархическая структура общества, с царем -  анаксом на вершине социальной пирамиды, и мифологическое существо мысли, и позднейший, полисный, когда общественная структура стала определяться принципом гражданского равенства, а мысль — рационализмом.

 

Начать  желательно с самых истоков…

 

Начать желательно с самых истоков, с Гомера, и далее проследить формирование, воплощение и кризис идей, соответствовавших тому типу общественной организации, который  древние называли Полисом. Одни ученые видят в Полисе  город-государство,  другие - независимую городскую  общину свободных граждан.

Д Фролов считает, что  главная особенность Античной Цивилизации - ее рационализм и в то же время  высокая роль сознательного творческого начала, творческого духа.

Античные Общества (для  Финикиян - с 12 века, для Греков— с 8 века, а для Италии /Рима/ - с 6 в. до н. э.) были представлены, считает Д.Фролов,  «микрокосмами независимых городов-государств, являвших собою  Общины Свободных Граждан, резко отграниченных в этом своем качестве от массы бесправного  или неполноправного населения — рабов и переселенцев из других городов».  Эта форма Организации утвердилась в результате борьбы   части народа - демоса  с другой частью народа -родовой знатью. Демос отстоял свое право на свободу и добился законодательного закрепления этого своего свободного состояния.

Гражданские общины представляли собой корпорации свободных граждан, которые сознавали себя гарантами завоеванных прав и отстаивали  республиканскую форму государственного устройства. 

Мнение Д.Фролова:  «Однако эти новоявленные республики, независимо от того, были ли они собственно демократическими или олигархическими (в последних всей полнотой активных политических прав пользовалась не вся гражданская масса, а лишь часть ее — состоятельная и знатная верхушка), — все эти республики являли собой именно сословные корпорации, своего рода союзы граждан, противостоящих в качестве таковых остальному населению, в первую очередь новым, экспортируемым извне рабам.

Отсюда сила корпоративных принципов, определявших жизнь античного общества: суверенная роль коллектива граждан, нормативность социальной жизни, определявшаяся стремлением сохранить полисное единство, соответственные ограничения землевладения и свободной предпринимательской деятельности для людей состоятельных и целая система социальных гарантий для бедняков, установка на целостность и неизменность гражданского состава, не исключавшая, однако, в случае необходимости кооптирования в этот состав новых членов из числа переселенцев или даже рабов, но только с согласия суверенного народа».

Итак,  Полис – союз  граждан, противостоящих в качестве таковых остальному населению, в первую очередь новым, экспортируемым извне рабам.

 

Без античного рабства не было бы современного общества

 

Приведу  мнение К. Маркса и Ф. Энгельса,  изложенное ими  в «Немецкой идеологии» (1845 — 1846 гг):

«Вторая (после племенной)  форма собственности, это — античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря объединению — путем договора или завоевания — нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это — совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации».

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. С. 21.

По мнению  Ф. Энгельса (это мнение вы можете прочитать в  книге «Анти-Дюринг»), в основе античной цивилизации  лежало жестокое, но исторически необходимое разделение труда: за счет порабощения других, «периферийных» народов, которых сами Греки, а позднее и Римляне, презрительно именовали варварами (от греческого звукоподражательного barbarizein — «бормотать», «изъясняться не по-человечески), Античные общества  получили возможность творческими усилиями своих свободных граждан развить высокую культуру.  Но какой ценой?

«Только рабство, — к такому выводу пришел  Ф. Энгельс, — сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры.

Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства, греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи.

А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.

Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано».

(Там же. Т. 20. М., 1961. С. 185 — 186.)

Перефразируя  Ф.Энгельса, мы вправе сказать: без античного рабства не было бы современного общества.

 

Чем свободный человек отличается от несвободного?

 

Приведу мнение Д.Фролова: «В античном мире отличительным качеством свободного человека считался досуг».  Одно и то же слово у древних греков — «схоле» — обозначало и свободное время, и интеллектуальные занятия, которыми мог заниматься свободный человек.

Вот где  зарыты корни русского слова  «школа». Запомним: школа - это интеллектуальные занятия, перемежаемые свободным времяпрепровождением). «Сложившаяся в античном обществе ситуация создавала исключительно благоприятные условия для творческого труда свободных людей, для развития  духовной культуры, которая была столь же народной, сколь и аристократической», считает  Д.Фролов.

Особая тема, требующая изучения, - развитие Техники и Науки. По  мнению Д.Фролова,  в Античном мире Техника и Наука  практически не развивались, поскольку Производство было основано на рабском труде  «И даже если и делались какие-либо открытия в научно-технической области, консервативный принцип античного способа производства, где совершенствование технической базы парализовалось незаинтересованностью в труде основного работника, закрывал возможности для их использования и развития.»

Так было в Греции и Риме. Но в третьем центре Античного мира, в Карфагене было несколько иначе.  Карфаген шагнул вперед, потому что основной работник в Карфагене был свободен настолько, насколько свободен наемный человек.

 В Карфагене было мало рабов, но было много наемных работников.

 

Победа  творческого Самосознания.

 

Следствием интенсивной интеллектуальной и художественной деятельности был расцвет философии, истории, поэзии, искусства, архитектуры и пр. В области  Знания и Искусства успехи были потрясающими. Для  греческой философии  присущ диалектический подход к явлениям внешнего мира, философы смотрели на Мир как на совокупность взаимообусловленных отношений.

Мнение  Ф. Энгельса: «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений». [Там же. С. 369.

Итак, Полис как форма Организации античного общества создавал гражданам Полиса  условия для досуга и творческих занятий. В особенности плодотворным  оказалась духовная жизни граждан в демократических государствах, в отличие от олигархических. 

Мнение Д.Фролова: «Здесь открытость и гласность публичной жизни, ничем не стесненная критика любых решений и действий независимо от того, кто их принимал или проводил в жизнь, приоритет убеждения и диалога перед приказанием и принуждением создавали особенно благоприятную обстановку для свободного развития духа и полноценной творческой реализации тех из граждан, кто обладал каким-либо призванием и талантом».

Античное  общество – это торжество Рационального  и  пафос  Разумного. Это победа  творческого Самосознания.

 

Увидит ли мир  в России Прометея раскованного?

 

Особо подчеркну: наши предки, жившие в Античном мире,    верили в высокое Предначертание Человека и Человечества. В греческой мифологии это представление воплотилось в сказание о титане Прометее (имя буквально значит «провидец»), который спас Человечество от прозябания и гибели. Ради этого он похитил для людей с неба огонь, вдохнул в них разум и научил их различным искусствам, чем и возбудил против себя неприязнь всемогущих олимпийских богов во главе с Зевсом.

В драме афинского поэта Эсхила «Прометей прикованный» титан Прометей, волею Зевса пригвожденный к скале и обреченный на вечные муки,  но не смирившийся, гордо повествует о своих заслугах перед родом человеческим:


Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел...
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля. Солнечных не строили
Домов из камня, не умели плотничать,
А в подземельях, муравьями юркими,
Они без света жили в глубине пещер.
Примет не знали верных, что зима идет
Или весна с цветами, иль обильное
Плодами лето — разуменья не было
У них ни в чем, покуда я восходы звезд
И скрытый путь закатов не поведал им.
Премудрость чисел, из наук главнейшую,
Я для людей измыслил и сложенье букв,
Мать всех искусств, основу всякой памяти.
Я первый, кто животных приучил к ярму,
И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили
Они людей от самой изнурительной
Работы. А коней, послушных поводу,
Красу и блеск богатства, я в повозки впряг.
Не кто иной, как я, льняными крыльями
Суда снабдил и смело по морям погнал.
Вот сколько ухищрений для людей земных
Придумал я, злосчастный...
.     ..Прежде не было
Спасенья от болезней. Ни травы такой
Ни мази, ни питья не знали смертные
И гибли без лекарства до тех пор, пока
Я всяких смесей болеутоляющих
Не указал им, чтоб любой пресечь недуг...
.     ..А богатства, скрытые
В подземных недрах, — серебро и золото,
Железо, медь, — кто скажет, что не я, а он
Их обнаружил первым и на свет извлек?
Короче говоря, одну ты истину
Запомни: все искусства — Прометеев дар.

(Эсхил. Прометей прикованный,   пер. С. Апта).

 

Приведу мнение Д.Фролова: «В Древней Греции Афины были крупнейшим центром духовной жизни, средоточием научных и художественных школ, своего рода школой воспитания для всех эллинов и неэллинов, но стремившихся к овладению эллинскою культурою. И не случайно, по-видимому, что одним из почитаемых здесь божеств был великий человеколюбец Прометей».

Титан, пригвожденный к скале и обреченный на вечные муки за свою любовь к Человеку!

 

Д.Фролов рассказывает, что во славу Прометея в предместье Афин, в священной роще Академии, был воздвигнут храм с алтарем и статуей титана. Более того, ежегодно в Афинах устраивались празднества в честь Прометея, во время которых молодые граждане состязались в беге с восковым факелом, зажженным от алтаря всеми чтимого божества.

«Стараясь не погасить священный огонь и эстафетою передавая его из рук в руки, атлеты стремительно несли факел Прометея, символизируя великое значение творческого порыва, без которого человек не был бы человеком.»

 

Будут ли в будущей России устраивать празднества в честь Прометея?

Увидит ли мир  в России Прометея раскованного?

 

Н.С.

Из дневника.

Карфаген, 9 февраля 2002 года  

 




0
0
0



Комментировать


eskadra (написал комментарий 23 июля 2021, 10:45)
23 июля 2021.
Сергей Собянин рассказал о планах «Единой России» по созданию московского стандарта школ в блоге на своем персональном сайте.
По его словам, в новых школах которых будет создаваться качественно новая среда для учебы и творчества : «И так как мы в Москве двигаемся достаточно быстро, то это произойдет через несколько лет, а не когда-то там, в светлом будущем».
Ответить