СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

И Герберт Уэллс сказал...

18.04.2021 23:26

И Герберт Уэллс сказал…

 

  Герберт Уэллс  -автор романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Остров доктора Моро», «Война в воздухе» и других.  

Автор статей    «Открытый заговор» (The Open Conspiracy) -1928.  «Что мы творим со своими жизнями?» (What Are We to Do With Our Lives? – 1931); «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind – 1932); «После демократии» (After Democracy – 1932); «Анатомия разочарования» (The Anatomy of Frustration – 1936); «Мировой мозг» (World Brain – 1938); «Судьба Homo Sapiens» (The Fate of Homo Sapiens – 1939); «Новый мировой порядок» (The New World Order – 1940); «Покорение времени» (The Conquest of Time – 1942); «Перспективы для Homo Sapiens» (The Outlook for Homo Sapiens – 1942); «Новые права человека» (The New Rights of Man – 1942); «Разум на конце своей натянутой узды» (Mind at the End of Its Tether – 1945).

 

Через все работы Уэллса второго периода его творчества проходят две основные идеи.

Во-первых,  следует как можно быстрее избавиться от предрассудков национализма, который порождает войны в мире. Самый простой и очевидный способ – демонтаж национальных государств, создание Единого мирового, которое будет управляться Единым мировым правительством. Кроме того, в Едином мировом государстве должна быть Единая мировая религия. Религиозный плюрализм опасен, т.к. он является питательной почвой для религиозных войн.

Во-вторых, необходима социализация, или коллективизация общества, отказ от капиталистической модели, которая построена на разъединении людей, эксплуатации одного человека другим, которая порождает безработицу, нищету и кризисы перепроизводства. Особенно зловещие формы капитализм приобретает тогда, когда частный капитал достигает масштабов монополий. Такие монополии могут выходить за границы отдельных государств и пытаться осуществлять экономический раздел и передел мира. А это дополнительный риск возникновения войн. Одним словом, на смену капитализму должен прийти социализм.

Даже если социализм зародился в какой-то отдельной стране, он должен стать мировым. Социализм в одной стране нежизнеспособен. Единое мировое государство будет  однозначно социалистическим.

Он был сторонником объединения всех людей «доброй воли», которые имеются во всех слоях общества. Его статья «Открытый заговор» (1928 г.) так называется потому, что писатель открыто обращается ко всем людям, независимо от их национальности, пола, уровня образования, профессии, имущественного положения и других признаков. Он ищет сторонников перестройки мира везде. И полагает, что сумеет разбудить многих «спящих».

  Уэллс   особые надежды возлагал на тех, кого сегодня принято называть «средним классом». Но среди всего «среднего класса» Уэллс особенно выделяет интеллектуалов – ученых, преподавателей, представителей культуры, журналистов. Они должны быть пропагандистами нового мирового порядка. В своих планах перестройки мира Уэллс делает     ставку на науку, знания, просвещение. Просвещение не только традиционное – через школу и университеты, но также с помощью издания и распространения полезных книг, через средства массовой информации, через произведения культуры.

Уэллс   в 1938 году  издает сборник своих статей и выступлений под названием «Мировой мозг». Он предлагает создать мировую библиотеку, которая собирала бы все лучшее, написанное во все времена,  чтобы ее фонды были доступны людям во всех странах, во всех уголках мира.  

Элементы социализма он усматривал в недрах капиталистического общества. Например, Уэллс считал, что в 30-е годы социализм был не только в СССР, но и в США.   Уэллс усмотрел его в «Новом курсе» Ф. Рузвельта. Американское государство финансировало программы общественных работ (строительство дорог, лесопосадки, ирригация и мелиорация и др.), которые обеспечивали занятость миллионам безработных.  

  Уэллс пишет: «В Старом Свете бросается в глаза гипертрофия армий, в Америке – гипертрофия крупного бизнеса. Но и в том, и в другом случае все более и более отчетливо признается необходимость возрастающего коллективного сдерживания не координируемых могущественного бизнеса или политических сил».  

  Об этом   писал Владимир . Ленин в своей  работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). Он прямо выводил мировую империалистическую войну из факта перерастания капитализма свободной конкуренции в высшую стадию монополистического капитализма.  

Уэллс и Ленин одинаково сходятся в выводе о том, что монополистический капитализм не снижает риски межгосударственных войн, а, наоборот, резко их повышает. И тот, и другой полагают, что альтернативой монополистическому капитализму может быть лишь социализм.

Уэллс  пишет: «…Теперь в мире все дороги ведут либо к социализму, либо общественному распаду».

  Глобальный социализм – та самая идеальная модель будущего, к которой стремился Уэллс. Но вместе с тем, его   шокировали  антигуманные методы. В его   работе   «Россия во мгле», которую он написал в 1920 году   после посещения России и встречи с Владимиром Лениным в Кремле, Уэллс разделяет  цели и высокие идеалы большевиков, но «диктатура пролетариата», по мнению Уэллса, есть сплошной хаос и полное беззаконие.  

В 1934 году он  приезжает в Советский Союз и  встречается со Сталиным.   Восприятие Уэллсом советских реалий: порядка в стране стало намного больше, есть большие  достижения в   экономике (шла индустриализация).

Примечательна оценка Сталина  Уэллсом. В   1934 году в «Опыте автобиографии» Герберт Уэллс писал:

«Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России».

В 1938 году в книге «Новый мировой порядок»   Уэллс писал: «Сталин, я полагаю, честен и благожелателен в своих намерениях, он верит в коллективизм просто и ясно, он все еще находится под впечатлением, что делает хорошее дело для России и стран, находящихся в ее сфере влияния, и он самоуверенно нетерпим к критике или оппозиции».

Уэллс в статье  «Новый мировой порядок» писал:

«Мы не осуждаем Русскую революцию как революцию. Мы жалуемся, что это недостаточно хорошая революция, и мы хотим лучшей».

В отличие от русской революции, по его мнению,  западная революция будет бескровной и легитимной, это будет революция, которая сначала произойдет в сознании людей, а затем отразится на социально-экономических отношениях.   

  Уэллс  пишет, что высокие социалистические цели не могут оправдывать попрание   элементарных прав человека.  

  Он предупреждает: чем дальше будет продвигаться социализация (коллективизация) жизни людей, тем большую роль будут приобретать разного рода чиновники и администраторы. Все они – выходцы из среды «несовершенного  человечества». И чем выше положение такого чиновника и администратора, тем более явно могут проявляться его моральные слабости и несовершенства. Поэтому для того, чтобы предотвратить возможные злоупотребления со стороны представителей власти,   нужна эффективная правовая защита человека.  

Уэллс предложил принять  Всемирную конституцию и  назвал этот документ «Декларация Прав Человека».  Он разослал проект Декларации ведущим политикам того времени, в том числе   Франклину Рузвельту, Махатме Ганди, Яну Масарику, Хаиму Вейцману, Эдварду Бенешу, Яну Кристиану Смэтсу и Джавахарлалу Неру.

В 1948 году в ООН был принят   документ «Всеобщая декларация прав человека». Она состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

 

Сегодня, размышляя над тем, какой должна быть идеология, стоит перечитывать не только труды Владимира Ленина и Иосифа Сталина, но и других мыслителей-социалистов, среди которых не будем забывать Герберта Уэллса.

 

Использована статья В.Катасонова «Неизвестный Герберт Уэллс»

http://www.stoletie.ru/vzglyad/neizvestnyj_gerbert_uells_375.htm

 




0
0
0



Комментировать