СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Судьба линкора "Воля" ("Генерал Алексеев") в Бизерте

24.10.2020 13:31

СУДЬБА ЛИНКОРА «ВОЛЯ» («ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ») В БИЗЕРТЕ.   

 

Вышла в электронном виде новая книга о Русской эскадре в Бизерте: «Судьба Русской эскадры: корабли и люди». Материалы Международной историко-просветительской конференции «Судьба Русской эскадры : корабли и люди» (Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2019 г.). / Науч. ред. и сост. С. А. Мозговой. — М. : Институт Наследия, 2020.


Сборник опубликован по итогам прошедшей в ноябре 2019 г. в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого Международной историко-просветительской конференции «Судьба Русской эскадры: корабли и люди», посвящённой 100-летию исхода из Крыма русской армии и эскадры Черноморского флота осенью 1920 года.

Книга предназначена   всем, кто интересуется и занимается проблемами отечественного историко-культурного наследия за рубежом.

Публикую из этой книги  текст  выступления   Виноградова Сергея Евгеньевича, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Центрального музея ВС РФ Минобороны России

 

ЛИНКОР-ИЗГНАННИК: «ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЕВ» В БИЗЕРТЕ, 1921–1936 гг.

 

Линейному кораблю «Генерал Алексеев», вступившему в строй в переломном для России 1917 году, более, чем какому-либо линкору бывшего Российского Императорского флота, пришлось испытать все превратности революционного лихолетья, Гражданской войны и её последствий. Зачисленный в списки флота в 1911 году как «Император Александр III», он ещё дважды менял название.

В апреле 1917 года его название было изменено на «Волю», в октябре-ноябре 1918 года, временно находясь под германским флагом по условиям Брестского мира, линкор числился как условная боевая единица кайзеровского флота «Волга»35.

После краха Германии корабль был захвачен англичанами и 22 декабря 1918 года был отправлен с английской командой в Мраморное море, где почти на год интернирован в турецком Исмиде. Здесь специалисты британского адмиралтейства внимательно изучали техническое устройство корабля и в особенности — его 3-орудийных 12-дюймовых башен. Во время «исмидского стояния» англичане ввели на корабле в действие две башни главного калибра и активно знакомились с их действием

  Вскоре, начиная с 1921 года, 3-х орудийные башни появились в проектах будущих британских линкоров и линейных крейсеров и были окончательно воспроизведены ими на «Нельсоне» и «Роднее».

 

Friedman N. Naval Weapons of World War One. Barnsley: Seaforth Publishing, 2011. Р. 255.

 Рис. 3. Линейный корабль «Генерал Алексеев» в Босфоре (Константинополь). Ноябрь 1920 г.

 Рис. 2. Линейный корабль «Воля» в Южной бухте Севастополя. Июнь–октябрь 1918 г.

 

Осенью 1919 года, на пике успехов Добровольческой армии, состоялось решение о передаче корабля Морским силам Добровольческой армии генерала Деникина. Русский линкор проделал обратный путь через Босфор и Чёрное море. 29 октября 1919 года корабль в сопровождении британского линкора «Айрон Дюк» прибыл в Севастополь и 1 ноября был официально передан «белым».

Ещё 17 октября он был переименован русской стороной в честь виднейшего основателя белого движения, верховного руководителя Добровольческой армии, участника 1-го и 2-го Кубанских походов генерала М. В. Алексеева, который за год до этого умер под Екатеринодаром. Наличие в распоряжении морского командования белых мощного линкора-дредноута обеспечивало им несокрушимый перевес над слабыми и разрозненными флотилиями красных, составленными преимущественно из вооружённых речных пароходов и барж.

Однако вопрос имел и обратную сторону. Огромная проблема заключалась в организации управления гигантским кораблём, для которого требовались сотни квалифицированных специалистов самого разного профиля — от штурманов и артиллеристов до кочегаров и трюмных. Немалую сложность представлял уголь, основное топливо линкора, которого только для обслуживания собственных нужд требовалось ежесуточно не менее 40 тонн... Вместо положенных по штату 1250 офицеров и матросов экипаж «Генерала Алексеева» никогда не превышал 400 человек, меньше половины из которых были моряками. Тем не менее, к весне 1920 года корабль был вычищен, мог действовать большей частью артиллерии, самостоятельно передвигался 10-узловым ходом и представлял собой вполне боеспособную боевую единицу…

  Зимой 1920 года Красная Армия заняла Мариуполь и достигла Азовского моря, белые потеряли Донбасс, в Севастополе начался топливный кризис. К лету 1920 года окрепшая армия генерала Врангеля готовилась к прорыву из Крыма на просторы северной Таврии. Одним из этапов операции была расчистка устья Днепра от «красных» артбатарей.

Ссылки:

Snook D. British Naval Operations in the Black Sea 1918–1920 // Warship International. 1989, №1. P. 49.

Россия в Первой мировой войне. 1914–1918. Энциклопедия. Т. I. М. : РОСПЭН, 2014. С. 58.

РГАВМФ. Ф. р-72. Оп. 1. Д. 34. Л. 74–76.  

 

 Решению этой задачи было решено возложить на мощные 12-дм орудия «Генерала Алексеева». 31 июля 1920 года  дредноут под флагом командующего флотом адмирала Саблина вышел в море и совершил переход к Очакову. 3 августа он обстрелял одиночными выстрелами из носовой башни батареи «красных». Обстрелы продолжались 4 и 6 августа. «Красная» артиллерия не отвечала,  и 18.08 линкор вернулся в Севастополь.

При эвакуации врангелевской армии из Крыма «Генерал Алексеев», имея на борту около 3000 человек (команда корабля, персонал и кадеты Морского корпуса, юнкера Атаманского училища, беженцы), вечером 13 ноября вышел из Севастополя и стал на внешнем рейде. В 22 часа 15 минут он снялся с якоря и взял курс на Константинополь. На борту находилось всего 5 подготовленных кочегаров, поэтому корабль шёл 5-узловым ходом с частыми остановками. 16 ноября он подошёл ко входу в Босфор и к вечеру следующего дня, пройдя пролив, стал на якорь в Мраморном море. Здесь линкор покинули беженцы, а экипаж был усилен командами с демобилизованных частных пароходов, которые оставались в Константинополе. Корабль принял полный запас угля и 500 тонн нефти.

Варнек П. Линейный корабль «Генерал Алексеев» и история его пушек // Флот в Белой борьбе. М. : Центрполиграф, 2002. С. 279.

 

 8 декабря 1920 года  линкор в сопровождении транспорта-мастерской «Кронштадт», угольщика «Форос» и дивизиона миноносцев вышел во французскую Бизерту, куда прибыл 27 декабря 1920 года. Линкор был введён во внутреннее озеро, где стал на якорь.

Настроение на борту было приподнятое: тяжелейший поход позади, он окончился успешно. Большинство верило в то, что недалёк день, когда корабль выйдет назад в Россию…

 Пока же боезапас с «Генерала Алексеева» и других 32 кораблей Русской эскадры был сдан в арсенал Сиди-Абдалла. На кораблях исправно неслась вахтенная служба, осуществлялся текущий ремонт. Команды из офицеров и добровольцев, поддерживаемые надеждой послужить во славу Андреевского флага, содержали корабли в порядке.

 Весной 1921 года на эскадре возникла идея организации на линкоре «Генерал Алексеев» артиллерийских классов для молодых офицеров и слушателей Морского корпуса. 25 мая корабль принял первых 11 человек.

Гардемарин Н. Н. Александров вспоминал:

 «… было темно, когда мы на катере подошли к «Алексееву». Какимто мёртвым, мрачным он мне тогда показался. Освещение слабое, ориентироваться было трудно. <…>Нам указали каюту. Там беспорядок, грязь, клопы. Кое-как устроились на ночь, но спать было скверно. В этот же день явились командиру и начали занятия. Командир, капитан 1-го ранга Ф. сразу произвел впечатление очень образованного офицера-моряка (в частности, артиллериста) и строгого человека. Казалось, что зажмёт и замучает артиллерией. По чертежам с ним стали проходить башенные установки 12-дм орудий линейных кораблей типа «Гангут». Запестрели перед глазами шестерёнки, валы, шпонки и т. д. <…>Занятия шли до обеда и днём. Все горячо принялись за них и занимались с удовольствием. В свободное время, группами и поодиночке, блуждали по кораблю, где только было можно. Корабль приводился в состояние долговременного хранения. Турбины, вспомогательные механизмы были вычищены и густо смазаны, котлы постепенно приводились в порядок, их солидные размеры производили впечатление. Во многих местах корабль сохранил надписи на английском и немецком языках…»

Александров Н. Н. На линейном корабле «Генерал Алексеев» // Журнал кружка Морского училища во Владивостоке. 1922, № 1. Бизерта, литография Морского корпуса. РФК, Инв. №10148 (58). С. 1, 2.

 

В этот период команды на линкоре было около ¼ от штата — примерно 350 человек. Свой уголь берегли, паром и светом снабжал пароход «Черномор», стоявший у борта. Однако вскоре его увели.

 19 июля 1921 года  линкор посетил адмирал М. А. Кедров, вернувшийся из Парижа, где он вёл сложные переговоры с французами относительно статуса эскадры, её финансирования и дальнейшей судьбы. Адмиралу на линкоре устроили торжественную встречу; он осмотрел корабль, оставшись довольным увиденным. Посещение окончилось парадным обедом в кают-компании линкора.

Александров отмечает, что «действительно, корабль, насколько только было можно, привели в хорошее состояние»

 Тем временем, благодаря усилиям М. А. Кедрова, был решён вопрос о доковании русских кораблей. 31 августа 1921 года  утром «Генерал Алексеев» вошёл в сухой док; постановка прошла очень быстро и удачно. Док по своей величине едва-едва вмещал дредноут, так что «до кильблоков оставалось всего несколько футов». 1 сентября откачали воду, обнажили весь покрытый ракушками и водорослями  корпус линкора (он ещё ни разу не был в доке) и приступили к работам. Соскрёбывалась ракушка, которую тут же предприимчивые французы и арабы собирали в ведра, в мешки, в корзины и отправляли на рынок.

 «Итак, работа началась и закипела. С раннего утра скоблили «бороду», сбивали ржавчину. Французы заделывали пробоину, полученную «Алексеевым» в 1918 году при уходе из Севастополя от немцев в Новороссийск. Часть нас попала в трюмную группу по переборке кингстонов и клинкетов, часть чистила артиллерийские погреба. Работали все, работа шла хорошо. Торопились вывозить из дока ракушку, уже начинавшую гнить и издавать невозможный запах <…>Наша малочисленная команда работала не за страх, а за совесть. На работу в сутки уходило часов 8-9. И так каждый день часов с 5-ти утра. Всё-таки как следует справиться с такой огромной площадью, какую представляет подводная часть «Алексеева», было нелегко. Но честно справились...»

 «22-го сентября рано утром пустили в док воду. Хлынула каскадом вода, стали выбиваться и всплывать подпоры и вот «Алексееев» снова на плаву, сдерживаемый носовыми и кормовыми швартовами. Нигде не протекало, всё было исправно. Французы быстро взялись за дело и уже в начале 10-го часа мы были на рейде на бочке».

Александров Н. Н. Указ. соч. С. 7.

 

В ноябре 1921 года над эскадрой грянул гром: сокращение штатов. На «Генерале Алексееве» оставалось 50-60 человек для несения караульной и вахтенной службы. Так прошёл остаток 1921 года, весь 1922 и 23 годы и большая часть 1924 года.

 

(30 декабря 1922 года был образован Советский Союз  путём объединения  РСФСР,  Украинской ССР,  Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство с едиными органами власти со столицей в Москве, с сохранением   за каждой союзной республикой права свободного выхода из Союза. От публикатора)

 

 29 октября 1924 года в связи с признанием Францией Советского Союза   на эскадре были спущены Андреевские флаги. Корабли были переданы на хранение французским властям, последних русских моряков сменили французские охранные команды.

История Русской эскадры в Бизерте завершилась, однако история самих кораблей и самого крупного из них — линкора «Генерал Алексеев» — ещё не прошла через самые запутанные перипетии. Во всё время нахождения русских кораблей во французской Бизерте они постоянно привлекали внимание  советского морского командования, твёрдо рассчитывавшего на эту часть бывшего царского флота для пополнения своих  Морских сил.

 В апреле 1923 года некоторую нервозность Главного штаба РККА СССР вызвали донесения из Румынии о якобы готовящейся 10 мая передачи ей большей части бывшего врангелевского флота. Отмечалось соглашение, якобы достигнутое об этом в октябре 1922 года между маршалом Фошем и румынским правительством. Предполагались перевооружение кораблей и их ремонт на французских заводах в счёт кредита в 4 млрд. лей, которые Румыния по тому же соглашению получает от Франции. Один из аргументов состоял в давлении Англии, не желающей усиления морской силы России, особенно в Чёрном море. «Румынский проект» остался нереализованным.

 РГАВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д. 3161. Л. 16.

 

В   декабря 1924 года для решения вопроса о передаче эскадры во Францию прибыла советская делегация в составе представителя РККФ Е. А. Беренса, брата Михаила Андреевича Беренса, а также  известного учёного-кораблестроителя А. Н. Крылова и ещё четырёх технических специалистов. В ходе начавшихся в Париже переговоров выяснилось, что французское правительство соглашалось вернуть эскадру немедленно. Требование выплаты компенсаций затрат на её содержание не выдвигалось при условии проведения всех работ по восстановлению кораблей для возможности их перехода в СССР во французских портах.

С 28 декабря 1924 года советские специалисты приступили к инспекции в Бизерте. Они внимательно осмотрели все корабли и определили, что по своему техническому состоянию и степени устарелости интерес для РККФ представляют линкор-дредноут, 6 эсминцев-«новиков» и 4 подлодки. Остальные же корабли целесообразно подвергнуть разборке на месте.

А. Н. Крылов впоследствии вспоминал, что им был составлен запасной вариант перегонки линкора посредством его буксировки «на двух якорных канатах самого корабля».

 Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л. : Судостроение, 1979. С. 293.

 

 В отношении   линкора «Генерал Алексеев»  было выяснено, что дредноут в Бизерте приведён в состояние долговременного хранения, его корпус покрашен снаружи и внутри. Турбинные механизмы хорошо смазаны, выщелочено и вычищено 12 котлов из 20, перебрана вся их арматура. Нефтяные насосы, питательные донки и вентиляторные машины приведены в долговременное хранение. Исправлено повреждение корпуса, притёрты кингстоны, заменена набивка дейдвудных сальников, вычищены все трюмы. Произведён капитальный ремонт мусорных эжекторов и части трубопровода трюмно-пожарной осушительной системы. В результате линкор может дойти самостоятельно, экономическим ходом, небольшими переходами. Остальные работы (переборка сальников турбин и притирка маневровых клапанов, переборка и ремонт рассольных донок испарителей, чистка оставшихся котлов, переборка всех питательных донок, нефтяных насосов и ветрогонок, притирка клапанов парового трубопровода, переборка сальников распределителей) должны производиться на заводе, обладающем хорошими средствами и полным составом машинных специалистов. Срок ремонта оценивался в 2 месяца.

Об этом говорят документы РККФ той поры, в которых говорится о  сметах на ремонт кораблей и сроках их прихода в Советский Союз.

РГА ВМФ. Ф. р-1. Оп. 3. Д. 3161. Л. 115.

 

17 января 1925 года начальник Морских сил РККА  СССР В. И. Зоф представил доклад «О состоянии судов Бизертской эскадры». В отношении линкора в нём отмечалось, что «на линейном корабле для управления рулём во время буксировки [необходимо] привести в полную исправность два паровых котла, одну турбодинамо и электрическое управление рулём, а также шпиль <…>ремонт остальных котлов, якорного и всего рулевого устройства (в целом) для линкора не может быть выполнен ни в Бизерте, ни в других мастерских Туниса и подлежит передаче большим заводам юга Франции. Все остальные ремонтные работы могут быть выполнены на месте».

Царьков А. Ю. Несостоявшееся возвращение Бизертской эскадры // Гангут. 2011, Вып. 61. С. 54. Цит. по: РГВА. Ф. 4 Оп. 1. Д. 97. Л. 37.

 

 В марте 1925 года Техническим управлением ВМС РККА стоимость капремонта и модернизации линкора «Воля» (в документах РККФ   употребляли  название, которое линкор получил в апреле 1917 года) рассчитывалась в 4 775 250 руб. В перечень необходимых работ входило оборудование люков, горловин, орудийных амбразур, иллюминаторов и т. п. отверстий и проёмов газонепроницаемыми приспособлениями. Также предполагалось оборудование вентиляции газофильтрами, установка дальномеров на всех башнях, установка центральной наводки, 6 зенитных орудий, установка параванов, катапульт на 2-й и 3-й башнях. Расчётный срок вступления линкора в строй РККФ планировался на 1 мая 1927 года.

РГАВМФ. Ф. р-12. Оп. 2. Д. 87. Л. 232, 348, 399.  

 

 Между тем вопрос о возвращении кораблей начал пробуксовывать. В апреле 1925 года начальник Морских сил РККА В. И. Зоф отмечал, что «несомненно, сейчас этот вопрос находится в худшем состоянии, чем он был месяца 4 тому назад. В декабре, когда начались переговоры о возвращении Бизертской эскадры, дело настолько наладилось, что мы предполагали, что можно будет в самый ближайший период возвратить значительную часть наших  кораблей из Бизерты. Мы уже заготовили ледоколы и команды для того, чтобы, не теряя времени, немедленно послать наших товарищей для приёмки кораблей, находящихся в Бизерте. Но тут не только правительство Эррио, правительство французской буржуазии, но, очевидно, вся Антанта в целом сделала всё для того, чтобы корабли не были возвращены».

 Из речи на IX Партконференции моряков Балтийского Флота, 16.04.1925 г. Заключительное слово т. Зоф по докладу «Международное положение и задачи морской обороны СССР» // Морской Сборник. 1925, № 5. С. 18.

 

Сенат Франции высказался резко отрицательно по поводу передачи кораблей СССР, поскольку счёл, что это может ослабить позиции Франции  и её союзников в Европе. Недружелюбное молчание хранила Великобритания, нервничали правительства государств Причерноморья и Прибалтики. Тем не менее, была предпринята ещё одна попытка сохранения в должном техническом состоянии быстро ржавеющих в Бизерте русских кораблей. В октябре 1928 года был введён в док для покраски подводной части корпуса крейсер 2-го ранга «Алмаз», а вслед за ним в начале ноября с той же целью — «Генерал Алексеев». Окраска подводной части этих кораблей была произведена на оставшиеся средства из сумм, в своё время ассигнованных французским правительством на эскадру.

Зарубежный Морской Сборник. 1930, № 2. С. 34.

 

 В 1933 году, не смотря на продолжающиеся  советско-французские переговоры о царских долгах, французское правительство   приняло решение продать корабли на слом. Последним из них в 1934 году был продан «Генерал Алексеев», причём его орудия и приборы управления стрельбой объявлялись собственностью Франции и сдавались на хранение в арсенал Сиди Абдалла. Разборка дредноута производилась на плаву компанией, организованной инженером — выходцем из России А. П. Клягиным.

 К этому времени в Бизерте существовала небольшая, но достаточно стабильная колония русских эмигрантов, которая в конце 20-х годов решила построить небольшой православный храм в память кораблей бывшей Русской эскадры. Несколько лет ушло на оформление необходимых документов и на сбор средств. В 1937 году строительство храма было начато, причём к его окончательному облику оказался причастен самым прямым образом бывший русский дредноут. Инженер А. П. Клягин, купивший на слом «Генерала Алексеева» «в целом виде», пожертвовал комитету по постройке храма-памятника много вещей с него. Были переданы: люстра, якоря, якорные канаты, две больших мраморных плиты, рефлекторы от прожекторов, метлахская плитка для пола и т. д., а также 2000 франков деньгами (в последующем А. П. Клягин жертвовал ещё два раза — 5000 и 10 000 франков).

 Морской Журнал. 1936, № 12 (108). IX год издания. С. 6.

 

В 1937 году строительство храма было начато, а в 1938 году он был освящён в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и до сих пор сохраняет в своей конструкции и убранстве частички бывшего русского линкора.

Сам дредноут к этому времени уже не существовал. Однако его огромным 50-тонным 12-дм орудиям была уготована не менее яркая судьба — они пережили Вторую мировою войну, а несколько орудий дошли до нашего времени в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Финляндии. Но это уже совсем другая история.

 Родите гения, друзья!

 Не говорите «нету мощи»,

Чем гениальнее, тем проще,

 Закон чудес открыл не я.

 Скорее он открыл меня

 На дне ручья какой-то рощи.

Виноградов С. Е.

 

 Подробнее см.:

 Виноградов С. Е. Организация линейных сил флота Чёрного моря в Первой мировой войне // VIII Елагинские чтения / Федеральное архивное агентство; РГАВМФ. Вып. VIII. СПб. : Изд-во ООО «Гамма», 2016. С. 48.  

 

 

http://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2020/10/sudba-russkoj-eskadry-1.pdf

 




0
0
0



Комментировать