СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Георгий Спасский: "И мы бы вернулись в Россию!"

25.04.2020 16:56

Георгий Спасский:   «И мы бы вернулись в Россию…»

 

Этого русского священника   глубоко уважали Патриарх Тихон и адмирал Александр Колчак, певец Федор Шаляпин и   писатель Борис Зайцев и тысячи  соотечественников.

 

В марте 1928 года в Париже прозвучали слова протоиерея Георгия Спасского:

"О, если бы вся наша эмиграция в эти покаянные дни встала пред Господом в одном порыве сокрушения сердечного! Быть может, Господь и сказал бы нам тогда, как расслабленному: "Возьми одр твой и иди в дом твой". И мы бы вернулись в Россию…"

Это было во второй воскресный день Великого поста, а проповедь произнес протоиерей Георгий Спасский.

Его предыдущими словами были вот эти: "Какую жалкую картину являем мы собой… Возьмите в общем масштабе нашу эмигрантскую жизнь: несколько сот тысяч нас, изгнанных из Родины. Какую бы громадную силу мы представляли собой, если бы были "одно тело и один дух"! Ведь у нас одна Россия, один язык, одна культура, общие страдания, — и в то же время множество партий, готовых перегрызть горло друг другу.

Возьмите Церковь: один Бог Христос, один Символ веры, одни святые, одинаковая иерархия, одни религиозные обычаи — и какой раскол! Смотрят друг на друга, как на еретиков, и страшный поток злобы кипит под знамением Креста".

 

Тетрадка с коленкоровой обложкой

 

Этого священника любили и глубоко уважали Патриарх Тихон и адмирал Александр Колчак, нобелевский номинант писатель Борис Зайцев и певец Федор Шаляпин и тысячи, тысячи соотечественников.

О нем много написано, его биографию легко найти в открытых источниках… Но мне в руки попала тетрадка с коленкоровой обложкой, когда я с трудом сдерживал ярость и слезы, стоя рядом с погибающей библиотекой Свято-Михайло-Архангельской церкви, что на бульваре Александра Третьего в Каннах на Лазурном берегу Франции.  

Это оказался дневник одной из духовных дочерей протоиерея Георгия Спасского, в котором заботливой рукой были собраны записи и газетные вырезки о духовном отце. Так что все опубликованное  —   из сентиментального женского дневника…

 

Георгий Спасский  родился в Гродненской губернии 26 сентября 1877 года. Здесь священствовал его отец, а в Тверской губернии служил священником дед.

Из вырезки с воспоминаниями Бориса Зайцева: "Ребенок родился слабым, болезненным, с сильнейшим расстройством нервной системы, рос ненормальным, диким и крикливым, с отсутствием малейших признаков умственного развития. Шум, пение, даже громкие речи приводили его в ужас. Четырех лет родители привезли его к чудотворной Сурдегской иконе Божией Матери в монастырь в 30 верстах от Поневежа Ковенской губернии. В Успение 1881 года, после усердной молитвы отца-иерея и матери, болезнь исчезла в тот же день. Вспоминается исцеление слепорожденного, о коем сказано было Христом Спасителем: "Ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем" (Ин. 9: 3)".

В хронике чудес Сурдегской иконы сохранилось описание этого исцеления, произошедшего в 1881 году. Икона же эта, к слову, явилась на источнике в местечке Сурдеги в 1510 году. Странным был этот рубеж XV и XVI веков: Минская икона Богородицы явилась в 1500 году, Жировичская — в 1494…

Вот еще газетная вырезка от 1 августа 1836 года, в которой   А. Плещеев вспоминает:

"Мне хочется привести интересные, вероятно, никому не известные сведения об отце Спасском в дни его ранней юности, когда он жил в Вильне. Юный Спасский увлекался театром, постоянно вращался за кулисами и был приятелем актеров и антрепренера. Молодой человек не на шутку подумывал о поступлении на сцену. Судьба распорядилась иначе и наметила для него путь священнослужителя и проповедника… Его проповеди были просты и прекрасны в ораторском отношении и убедительны и проникновенны по содержанию. Преобладал у него не темперамент, а теплое чувство и редкая человечность".

 

Виленский Златоуст

 

Надо сказать, что свои выдающиеся лекции отец Георгий почти всегда дополнял цитатами из театральной драмы "Царь Иудейский", принадлежащей перу поэта К.Р. — великого князя Константина Константиновича Романова, президента Императорской Академии наук с 1858 по 1915 годы. Вообще, он не был монархистом, скорее наоборот. Однако, как сказано в другой пожелтевшей газетной вырезке, именно "отцу Георгию суждено было напутствовать в жизнь вечную смертельно раненного юного князя Олега Константиновича, которого одного из царского рода украсил Господь венцом славной воинской смерти".

Итак, он не стал театральным деятелем, а продолжил служение деда и отца. Да как продолжил! Окончив Гродненскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был некоторое время наблюдателем церковноприходских школ Слонимского уезда, а в 1903 году в 26-летнем возрасте рукоположен во иерея. И уже в те годы архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин), будущий Патриарх, называл отца Георгия Спасского "виленским Златоустом" и подарил ему наперсный крест с мощами святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. С этим крестом отец Георгий был погребен.

В начале 1914 года, после знакомства с протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (который, кстати, тоже родом из Беларуси, из Витебской области) он стал читать лекции в Виленском военном училище.

А в январе 1917 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак предложил отцу Георгию место главного священника Черноморского флота. С этого времени началось его служение в воинской среде, с которой он сроднился в такой степени, что абсолютным большинством воспринимался в первую очередь как военный священник.

 

Он наставлял, утешал, врачевал, поддерживал, руководил.

 

Когда произошел Февральский государственный переворот 1917 года, он отреагировал на него… курсом лекций "Христос и антихрист в русской революции". По свидетельству воспоминаний из очередной газетной вырезки, эти лекции "помогали множеству впавших в отчаяние и потерявших всякую ориентировку, были как бы духовным якорем".

Георгий Спасский обладал редчайшим даром усмирять разъяренные толпы разагитированных и не всегда трезвых матросов:

"А для других отец Георгий оказался спасителем самой жизни. Мужественно стоял он с крестом в руке в грозные дни революции, и сколько людей благословляло его тогда, а теперь поминают его светлую память за то, что властною силою своего слова и мощью своей веры он вносил успокоение в кипевшие злобою толпы и спасал жизнь многих невинных". Спасать чьи-то жизни от взбешенной толпы — это, согласитесь, редчайший дар.

В 1917году  в севастопольском цирке собрался митинг, и офицеры не были уверены, что покинут его живыми. Но отец Георгий вместо общих слов и контрагитации коротко рассказал, как вера раненого матроса и их совместная с ним искренняя молитва спасли того от ампутации ноги. "Врешь, долгогривый!" — заорали матросы. А он назвал им адрес и имя выздоравливавшего товарища… После него выступал адмирал Колчак, а закончился "митинг в цирке" громогласным пением всего зала "Христос воскресе из мертвых!".

Потом было поражение "белого движения", эвакуация флота в Тунис-Бизерту, лагеря в пустыне и службы, таинства, молебны, требы в песках и в трюмах русских военных  кораблей…

Далее — переезд  в 1923 году в  эмигрантский Париж.

"Тянулись к нему со всех концов, из всех углов жизни люди всякого звания и состояния — и богатые, и бедные, и знатные, и простые… Приходили к нему люди, изломанные жизнью, замученные бедностью, нуждой, болезнями, семейным горем; приходили запутавшиеся в вопросах веры и жизни или нравственно развинченные и опустившиеся: наша эмиграция, униженная и оскорбленная… Он наставлял, утешал, врачевал, поддерживал, руководил.

Нес он на своих пастырских плечах всю эту несказанную, необозримую тяготу нашу беженскую и приносил он эту тяжесть к Престолу Божию", — со слезами свидетельствовал на погребении отца Георгия митрополит Евлогий (Георгиевский).

 

Отец и друг

 

Вот один из сотен примеров его забот, о котором свидетельствует написанное им и бережно сохраненное в коленкоровой тетради приходское объявление от 1933 года: "В день Святой Троицы православные христиане стоят в церкви с цветами. Цветы и зелень — символ жизни. Какой прекрасный обычай, и как жалко, что он постепенно вымирает! Во дворе церкви нашей в этот день будут продавать цветы. Сбор пойдет на устройство детской колонии. Дети — цветы жизни. Бедные русские дети! Ради них предлагаем Вам купить цветок, чтобы дать возможность на лоне природы расцвести бедному русскому ребенку. Поддержите доброе дело во имя Животворящей Троицы!"

   В газетной заметке от 2 февраля 1934 года священник К. Замбржицкий рассказывает, что 16 января сего года отец Георгий чувствовал себя как обычно и, совершив Божественную литургию и требы, вечером отправился читать лекцию о догматах Православной Церкви:

"…Серая зала в доме Плейеля; в ней все серо и неуютно: серые, словно запыленные стены, серый невысокий нависший потолок, серый же сплошной плотный ковер на полу, будто бы весь напитанный пылью, в котором, чудится, тонут и шаги, и звуки, и самое дыхание".

В зале собрались разные люди, "от высшего или высококультурного до… почти безграмотного; и всем им отец Георгий понятен и равно близок".

Полковник Багрецов  рассказывает о последний минутах отца Георгия:

 "Мы с удивлением заметили, что речь отца Георгия стала необычной… И вдруг, при словах "в защиту Церкви Христовой и Православия", он замолк и пошатнулся; его подхватили. Вскоре явился врач, за ним со Святыми Дарами пришел отец Сахаров, чтобы напутствовать отходящего; все как один человек пали на колени и… через десять минут нашего пастыря не стало".

Борис Константиновича Зайцев:  

 "Воином жил, воином умер, как бы в атаке сраженный пулей — во время лекции о догматах на словах "Православие, Церковь", — отстаивая то, что считал угрожаемым"…

"Была в нем некая красота пейзажа душевного… Можно в нем различить основные черты: соединение силы, доброты и грусти. Сила — стихийная его черта. Грусть — от ощущения всеобщей нашей слабости, от страшной незащищенности. Этому противополагаются лишь доброта и любовь, особенно удивительные при силе, которую обычно связывают с суровостью".

Завершить хотелось бы пронзительными словами Бориса Константиновича Зайцева:

 "Не заносясь, в сдержанности и спокойствии, принимая все свои слабости и грехи, эмиграция может в противовес темным именам, из нее исшедшим, выставить хотя бы одно, но вот это, блистательное в чистоте своей: отец Георгий Спасский".

  Федор  Иванович  Шаляпин растерянно говорил на похоронах своего духовника:

"Не знаю, к кому пойти… Отец и друг…"

 

Полностью текст здесь: https://sputnik.by/religion/20180228/1033938941/istoriya-zhizni-protoiereya-georgiya-spasskogo.html

 

 

 

Протоиерей Георгий Спасский (1877-1934)

Тяжелое материальное положение, чуждое окружение, душевные переживания, отсутствие четкой жизненной перспективы и прочие морально-нравственные проблемы, естественно, на одно из первых мест, ставили необходимость духовной поддержки. Одним из таких людей, кто оказал самое серьезное влияние на жизнь русских людей в Бизерте, был православный священник отец Георгий Спасский.

Биографические данные этого человека таковы: Родился он 26 сентября 1877 г., в семье священника Гродненской епархии. Будучи ребенком, Георгий получил чудесное исцеление по молитвам своей матери перед чудотворной Сурдетской иконой Божией Матери, находившейся тогда в монастыре, расположенном в окрестностях Поневежа. Это одна из наиболее прославленных православных святынь в западном Литовском крае [1]. Явление чудотворной иконы относится к 1530 г. Этот образ отец Георгий особо почитал в течение всей своей жизни.

В 1898 г. Спасский окончил в городе Гродно Литовскую духовную семинарию и, как лучший ученик послан на казенный счет в Московскую духовную академию. После получения образования и принятия сана 29 июля 1903 г., долгое время был законоучителем, где приобрел педагогический и методический опыт. Преподавал в Учительской семинарии в Поневеже, в Виленском Реальном училище, Техническом железнодорожном и Химико-Техническом. Одновременно с этим опекал тюремный храм. С января 1914 г. правящим архиереем Литовской епархии был архиепископ Тихон (Белавин), будущий Всероссийский патриарх [2]. Святитель очень хорошо знал своего подчиненного - городского протоиерея. Об отношении владыки к Спасскому, свидетельствует такой факт: архиепископ Тихон называл отца Георгия "виленским златоустом" и подарил ему наперсный крест с мощами святых мучеников Евстафия, Антония и Иоанна [3].

В начале 1914 г. военное начальство приглашает священника читать лекции в Виленском военном училище, с чего начинается долгая работа отца Георгия в военной среде. Начавшаяся первая мировая война, вынудила многих эвакуироваться из западных областей. В 1915 г. перед угрозой захвата Вильно германскими войсками архиепископ Тихон эвакуирует православные святыни в Москву, русское население покидает Литву. В 1915 г. протопресвитер армии и флота о. Г. Шавельский [4] предлагает Спасскому место законоучителя во вновь открывшемся Севастопольском Морском кадетском корпусе. В 1917 г. протоиерей получает новое назначение, он уже главный священник Черноморского флота. Столь высокий пост в системе духовно-воспитательной работы и религиозной опеки моряков Черноморского флота отец Георгий занимает по приглашению командующего вице-адмирала А.В. Колчака [5].

В качестве флотского делегата, отец Георгий принимает участие в заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг. В списке членов Собора, читаем: "Спасский Георгий Александрович - протоиерей, главный священник Черноморского флота - По избранию - От военного и морского духовенства - 40 [6] - кандидат богословия - Севастополь" [7]. Здесь в Москве отец Георгий имеет возможность видеть своего бывшего епархиального архиерея по Виленской епархии владыку Тихона. Работа Поместного Собора увенчалась избранием на восстановленную Всероссийскую патриаршую кафедру митр. Московского и Крутицкого Тихона. Протоиерей Г. Спасский вместе с другими делегатами, представителями Черноморского флота, возвращается к месту своего служения - в Крым.

После октября 1917 г., когда адмирал А. Колчак отправился в Сибирь, где возглавил контрреволюционное правительство, бар., ген.-лейт. П.Н. Врангель прибыл из Новороссийска в Крым. Здесь он организовал сопротивление из частей бывшей Добровольческой армии, командование которой принял на себя. В армии П. Врангеля должность руководителя военного духовенства занимал епископ Вениамин (Федченков), специально посвященный для этого в архиерейский сан, с титулом "Севастопольский". Это первый и единственный случай за всю историю российской армии, так как до этого высшие армейские капелланы носили сан протопресвитеров. Протоиерей Георгий Спасский с этого момента стал помощником епископа армии и флота. Сфера его обязанностей была определена в области религиозного попечения на флоте. Священник, благодаря своим способностям и преданности делу в скором времени стал ближайшим сотрудником епископа Вениамина.

Среди поручений, которые приходилось выполнять отцу Спасскому, было, например такое, как борьба против употребления ненормативной лексикой в военной среде. Отец Георгий должен был заготовить специальный проект приказа по Армии против этого зла, буквально захлестнувшего морально истощившееся белое движение. "Приказ был написан сильно и коротко. Последние две строчки приблизительно говорили: "И пусть старшие показывают добрый пример младшим в решительном искоренении этого ужасного обычая!", - вспоминал, в последствии, еп. Вениамин [8].

Белое движение шло на убыль, неминуемая гибель и эвакуация частей из Крыма стали неизбежными. Таким образом, Георгий Спасский, вместе с флотом, который составлял его паству, покидает Россию. Об этом, еп. Вениамин вспоминал:

 "Незадолго перед отплытием прибежал ко мне мой помощник прот. Г. Спасский, за советом: не остаться ли ему в России?

- Как вы думаете и чего хотите? - спрашиваю его.

- Я-то желал бы остаться, что бы ни случилось. Но моя матушка истерически протестует.

- Послушайтесь матушки и смиренно уезжайте.

После я назначил его заведующим духовенством флота, который ушел во французскую Бизерту" [9].

Другой русский митрополит  написал:

"Отец Георгий Спасский был до революции священником Черноморского флота. Уже тогда он занимал видное положение, а когда после Крымской эвакуации наш флот ушел в Бизерту, значение его, как духовного водителя эмиграции, в Бизерте еще больше возросло" [10].

Здесь в далекой Африке, русский пастырь продолжает нести свое не легкое служение, он духовно опекает воинов, членов их семей, да и вообще всех нуждающихся в поддержке, в добром слове и совете, в молитве и таинствах церкви. В письменных источниках по истории русского присутствия в Бизерте содержится небольшая информация о праздновании дня святого Георгия Победоносца, которого во все времена особо чтило русское воинство:

 "26 ноября/19 декабря Георгиевский праздник. Утром было торжественное богослужение на "Георгие Победоносце". Служил отец Спасский со всем духовенством. После службы все георгиевские кавалеры были приглашены на обед к командующему эскадрой" [11].

Офицеры и вообще все русские обитатели военных лагерей любили своего духовного наставника. "Он испил общую с нами чашу испытаний изгнаннической жизни. В далеком Тунисе, в Бизерте… он развернул вновь всю силу самоотвержения своего духа, церковно организуя и религиозно поддерживая русских людей, брошенных в тяжкие условия пустыни. Поистине явил он образ доброго пастыря, когда в знойной Африке пешком, неся на себе церковную утварь, ходил из одного лагеря в другой, совершая божественные службы, принося радость духовного утешения веры тем, кто был уже на краю отчаяния", - записал один из офицеров флота, бывший почитателем и духовным чадом отца Георгия [12].

Заслуживает внимания личность священника, с точки зрения его подхода к проблеме священнослужения. Воспоминания современников говорят:

"Хорошо служил о. Георгий, красиво и чинно. Может быть, его манера читать молитвы, делать возгласы и прочее, где-нибудь в Москве, в XVII веке, вызвала бы осуждение, но наше время сильно отошло от канонов Московской Руси, оно требует и в богослужении новых форм, Что если бы во времена Никона попробовали в Успенском соборе спеть "Верую" Чайковского! Что бы там поднялось!

Хорошо служил о. Георгий и хорошо говорил проповеди. Едва ли не самое важное в речах церковных ораторов - чувство меры и стройности построения. Если по части последнего существуют критерии, то, что касается первого, - обычный грех - расплывчатость, вода. У о. Георгия не было воды, оттого, может быть, и проповеди его не утомляли, а производили сильное впечатление. Много их сказал за это время о. Георгий, между прочим, целый курс по истории церковных канонов, а также комментарий к службам, Для большинства это было совсем ново, приближало к богослужению и делало службу особенно осмысленной" [13].

Батюшка, несомненно, был наделен поэтическим талантом. Акафист "Светлой Обители странников бездомных", по всей вероятности, был составлен отцом Георгием в Бизерте, и уже затем приобрел хождение в рукописных списках по всему русскому зарубежью.

О том, как сам отец Георгий относился к служению этого акафиста, писали люди, близко его знавшие:

"Очень прошу всех петь! Всех! - громко говорит о. Георгий, направляясь к аналою, - Сегодня мы будем молиться Царице Небесной. Прошу всех петь…

 И вот начинается акафист… Все, у кого есть голос и у кого его нет, - поют стройно, просто, без выучки, спевшись за годы акафистов… Как драгоценные камни - переливаются лучезарные, дивные акафистные величания, славословия и моления. Рвутся в высь души в страстной, все больное сжигающей, сердце и душу опаляющей, молитве. Как часто на этих акафистах слезы, на глазах у самого о. Георгия, в его проникновенном голосе. Как далеко здесь земля с ее ужасом и грязью. Как близки в этот час небеса!" [14]

Из других воспоминаний:

 "Радуйся, Светлая Обитель странникам бездомным!" - Есть особенные чудесные слова, которые заключают в себе одновременно полноту духовного и материального значения и своим звуком вводят нас во внутрь этого смысла... как бы распахивая врата его. Обитель - это понятие, включающее в себя мысль и чувство о доме и родине; это место и конкретное и отвлеченное, где мы не чувствуем себя одинокими и чужими, где мы у себя, дома, где наша родина не территориально, но духовно, оживает в полноте переживаний, где мы не одни, чтобы страдать и радоваться, где Святое, Незримое Присутствие небесным кровом простирается над нами…

- "Радуйся Светлая Обитель! Странникам бездомным!"

Отзвучало последнее слово, поднялась осеняющая крестом благословляющая пастырская рука о. Георгия, но молитвы все еще вырываются из переполненных сердец странников "бездомных" и благодатные созвучия, как родные спутники, провожают их во мраке чужого города. Потухающие огни лампад и свечей храма чудесно вспыхивают в их сердцах, мерцая сиянием надежды. Есть дом, есть родина, есть Святая Обитель, дающая покров бездомным душам! Странники бездомные, спешите... Спешите в дом Пресвятой Богородицы! Там после давящей пустоты… мы найдем покой, покров нашей скитающейся душе, мы найдем необъятное пространство для наших скорбей и святую целебную тишину для ран нашего сердца. Святая незримая рука - рукою Своего верного служителя, нашего доброго пастыря... и через живительную любовь к земной родине нашей… приведет… в небесную родину…" [15].

В Тунисе священник проявил себя, как организатор воспитательной и образовательной работы среди детей и юношества. В этом деле пригодился опыт отца Георгия, приобретенный за годы педагогической работы в различных учебных заведениях Виленской губернии. Дети, вместе с родителями, покинувшие родные места, пережившие ужасы гражданской войны, эвакуацию и содержание в беженских лагерях, были наиболее травмированной частью русской колонии. Кто, как не пастырь понимал это наиболее остро. Батюшка прилагает усилия над созданием общеобразовательной русской школы в Бизерте. Многие из детей уже годами были оторваны от возможности получения систематического образования.

Для укрепления в вере, для морально-нравственного и патриотического воспитания отец Спасский устраивает воскресную школу. Он так же оказывает, по возможности, материальную поддержку нуждающимся.

О том, насколько целостной и одаренной личностью был этот священник, можно понять, обратив внимание на сферу его интересов. Он известен, как духовный писатель.

 "Письма из Африки", принадлежавшие перу о. Георгия Спасского,  выходили в газете "Новое время", проповеди священника и его мемуары опубликованы в Париже. Педагогические труды выявили в нем действительный талант на этом поприще. Кроме того, не оставался в стороне священник и от волновавших общество, политических вопросов. В самиздатовском офицерском журнале, выходившем на эскадре в 1921 г., читаем: "На "Георгие Победоносце" были прочитаны следующие лекции: "Масоны" - о. Георгий Спасский, "История Тунисской области" - генерал-лейтенант Твердый, "Теория Эйнштейна" - инженер Гофман" [16].

Русский эмигрантский историк П.Е. Ковалевский в своих дневниковых записях оставил упоминания о встречах с протоиереем Спасским в 1922 г., когда он приезжал в Париж, по церковным делам. Так 9 мая 1922 г. записано:

"Вечером был на докладе Карташова. Был прот. Георгий Спасский, главный морской священник, приехавший из Бизерты" [17].

Далее, 16 мая: "Вечером все были на докладе прот. Г. Спасского, рассказывавшего о жизни в Бизерте, о братствах, устроенных им на кораблях и в морском кадетском корпусе. Отец Георгий - благочинный; кроме него там 6 священников" [18]. И еще: "Прот. Спасский написал очень интересную статью в "Новом времени" о стойкости православных русских людей в своей вере, несмотря на притеснения, насмешки и искушения" [19].

С 1923 г. священник проходил свое служение во Франции. Эскадра была расформирована, многие покидали Тунис, переезжали в другие страны. Среди них: Алжир, Марокко и, конечно же, в первую очередь Франция. Настроения своей паствы чутко воспринимал священник, о тех днях он записал:

 "Тяга во Францию продолжается. Каждую неделю отходит транспорт в Марсель, с палубы парохода машут платками, посылая прощальный привет остающимся, группы отъезжающих русских. Группы эти бывают иногда порядочные, до ста и более человек. Во всей Tunisie, считая, в том числе корпус и эскадру, осталось приблизительно около восьмисот человек из бывших здесь пяти тысяч. Раньше все ехали на заводы или для очистки полей битв, теперь всех чарует Париж. Словно очковая змея притягивает он к себе бедную птичку эмиграции" [20].

Русский митрополит в Париже Евлогий (Георгиевский) [21] оставил следующие сведения, из которых узнаем о том, что "после ликвидации флота в Бизерте по требованию французских властей о. Спасский приехал в Париж. Наше духовенство включить его в штат не соглашалось, и я сделал его разъездным священником, отвел ему квартирку в церковном флигеле и положил из сумм епархиального управления 500 франков в месяц жалования. Он должен был сопровождать меня в поездках по епархии, помогать мне основывать приходы, по моему поручению умиротворять распри в приходских советах на местах и т.д." [22].

В это время, батюшке пришлось некоторое время организовывать приход в городке Монтаржи, в 2-3-х часах езды от Парижа, где был завод по производству резины. Тут трудилось много русских, в т.ч. матушке Спасской пришлось также работать на этом заводе [23].

На его долю выпало основание и организация приходов в городах Канн и Коломбеле (Нормандия) [24], освящение Никольского храма в Сансе [25].

В 1924 г. прот. Спасский способствует переезду во Францию из Бизерты протоиерею Николаю Венецкому и перевозу имущества корабельной церкви с одного из списанных кораблей эскадры [26], для оборудования храма в г. Крезо, устроенного русскими рабочими на пушечном заводе.

Затем, как пишет митрополит:

"Понемногу я все же втиснул его в наш приход третьим священником. Он весьма оживил приходскую жизнь" [27].

Служение в соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже о. Георгий начал с 1925 г. От этого периода времени сохранились его опубликованные проповеди. Один из людей знавший Спасского по жизни в Париже, вспоминал:

"Красиво рассказывал о. Георгий об Африке, о Бизерте. Перед нами проходили целые картины: пальмовые рощи и розовые фламинго, бедные кадетики, заброшенные в далекую чужую землю, церковь в каземате, такая убогая и маленькая, но с такой любовью устроенная, лекции и вечеринки на кораблях, огромные черные арабы, маленький хамелеон, - друг каждого жилища и, наконец, крестный ход ночью в горах с пением, иконами и хоругвями при свете факелов. И там был о. Георгий лучом, освещавшим серенькую беженскую жизнь…Отец Георгий очень любил животных. Из Африки привез в Париж белую крысу и курицу-калеку" [28].

Французская столица была и остается главнейшим центром русской эмигрантской жизни. Прот. Спасский включается здесь в общественную жизнь. Он вновь читает лекции, проявляет социальную активность и т.д. В прессе тех лет, находим объявление: "Лекция на тему "Св. Петр, Рим и католичество", сбор от лекции пойдет в распоряжение сестричества для больных и бедных" [29].

Владыка Евлогий, характеризовал своего подчиненного следующим образом:

 "Одаренный человек, прекрасный оратор, литературно образованный… он являл тип священника нового склада… молитвенный, церковный, глубоко религиозный, он любил служить и служил с подъемом, любил причащаться; не свысока, а истово и смиренно исполнял требы, ревновал о службе Божией, о ее полноте и благолепии. По воскресеньям в 5 часов он служил молебны с акафистом" [30]. Об эти службах русская публика в Париже могла узнать из объявлений, сделанных в прессе. Желающие приглашались, следующим образом: "Возобновляются молитвы с акафистом. После молебна религиозная беседа. Молебен будут совершать каждое воскресенье в 5 часов вечера в нижней церкви. Беседы будут вести Высокопреосвященнейший митр. Евлогий и отец прот. Георгий Спасский" [31]. Службы и возможность действительного, живого общения с пастырем, привлекали много желающих, среди, которых большинство составляли искренние почитатели отца Георгия. "Собиралось довольно много молящихся… Эти беседы имели, несомненно, просветительное значение. Проповеди его были блестящи по форме, живы, энергичны… Любил он читать и лекции с благотворительной целью. Я назначил его духовным руководителем сестер" [32], - пишет, далее митр. Евлогий.

Русские женщины в Париже, с благословения владыки, создали сестричество. Руководила работой Вера Васильевна Неклюдова [33]. Женщины заботились о храме, убирались, украшали к праздникам, следили за чистотой и ремонтом облачений. При соборе организовали занятия с детьми, устраивали летний отдых с выездом на природу в лагеря, на них же лежала забота по проведению рождественских елок и пасхальных праздников, и многое другое. "Очень широко развило сестричество благотворительную деятельность. Сестры собирали ношенное платье, белье, обувь и раздавали нуждающимся; оказывали и денежную помощь. Посещали они и одиноких русских в больницах... хоронили безродных больных… Раз в неделю, по пятницам, сестры собирались ко мне на чай. Бывали доклады, потом следовали по поводу них беседы. Особенно оживилась деятельность сестричества при о. Георгие Спасском" [34], - вспоминал митрополит.

"Отец Георгий внес в сестричество дух единения и сумел возбудить в них интерес к религиозным вопросам. По пятницам он вел систематические беседы: первый год - краткий курс апологетики [35], второй - толкование Священного Писания, третий - толкование богослужения. Изредка для сестер он служил литургию, это способствовало развитию в них сознания духовного единства.

Но главная заслуга о. Георгия Спасского, которую необходимо отметить, - его умение входить в индивидуальное общение с душами. Он являл пример настоящего пастырства… Отец Спасский становился другом, наставником тех, с кем духовно общался, посещал своих духовных детей и в каморках и в подвалах, назидал и утешал, одаривал кого крестиком, кого просфоркой, образком или молитвенником, помнил всех именинников и именинниц, все особо памятные в семьях дни… Он обо всех заботился и во все входил. Иногда ему случалось за день побывать в 25-30 домах. Себя он не жалел нисколько. Неудивительно, что он надорвался и сгорел в этом непосильном, ревностном труде" [36].

С теплотой вспоминал отца Георгия Спасского Феодор Шаляпин [37] в своих воспоминаниях [38]. Протоиерей был духовником великого певца.

Способности протоиерея Георгия были замечены владыкой-митрополитом, он привлекает его к ответственной должности, поручает членство в Епархиальном совете [39]. Когда в Париже встал вопрос об открытии Сергиевского богословского института, отец Георгий был привлечен к работе Комитета по изысканию средств для приобретения подворья [40].

Прожил протоиерей Спасский 58 лет, скончался он 3/16 января 1934 г.

 Бог забирает к себе людей тогда, когда они к этому готовы. Вся наша земная жизнь - есть подготовка к главному экзамену, по результатам которого человек получает свое место в вечности. Кто не готов, остается на следующий год, на переподготовку, вот от чего в жизни людей страдания, скорби, беды, болезни и т.д., - это все задания, решать их учит наша жизнь.

О кончине протоиерея, русский архипастырь записал следующее:

"Отец Георгий Спасский был, несомненно, выдающийся священник. Он скончался скоропостижно от разрыва сердца… во время чтения своей лекции "О догмате"; она была вводной в цикле лекций, в которых он предлагал дать анализ и критику религиозно-философских и богословских трудов наших современных мыслителей… В роковой вечер… - ему сделалось дурно, и тут же на эстраде он скончался… При жизни популярность отца Спасского была велика, и смерть ее не умалила" [41].

Местом погребения знаменитого русского пастыря долгое время был сам собор Александра Невского, гроб с его прахом был помещен в одном из приделов нижнего храма. Люди чтили место упокоения своего духовника, принося множество живых цветов к его могиле. В последствии прах был перенесен, для постоянного упокоения в могиле, на русское кладбище (cimetiere Russe) в Sainte-Genevieve des Bois под Парижем [42].

Почитатели памяти о. Георгия Спасского составили комитет его имени, который продолжал труды, заповеданные батюшкой в деле христианского милосердия. Доброхоты организовали своеобразный "Дом отдыха" в Севре. "Дела комитета пошли хорошо, и он устроил… небольшую, но очень уютную и красивую церковку" [43], - пишет митрополит Евлогий. Храм этот был освящен 16 ноября 1938 г.

В 1947 г. в день ангела батюшки, в праздник, посвященный святому Георгию Победоносцу, в кладбищенской Успенской церкви, прошла церемония, посвященная открытию памятника отцу Спасскому [44]. Памятник освящал митрополит Владимир (Тихоницкий). Газета "Русская мысль", писала: "Отец Георгий похоронен в склепе нижней церкви. Надгробный памятник ему, очень изящный, исполнен Альбертом Бенуа [45] (икона в триптихе изображает Божию Матерь Сурдетскую, исцелившую отца Георгия в младенчестве, по обеим сторонам апостол Иоанн Богослов и св. Георгий Победоносец)" [46].

Не только память о замечательном русском пастыре продолжала жить в сознании его духовных детей из числа русских эмигрантов, но и его заветы нашли продолжение в делах благочестивых и добрых людей. В память о своем духовнике в Париже была организована инициатива социального призрения, устроен т.н. "Очаг русской девушки имени отца Георгия Спасского", где за умеренную плату в 7000 франков в месяц обеспечивался полный пансион" [47].

Примечания
1. Сурдегская икона Божией Матери в 1915 г. перед угрозой немецкой оккупации эвакуирована в Ярославль, в 1921 г. возвращена в Литву, ныне находится в Благовещенском соборе г. Каунаса.
2. Тихон (Белавин В.И.) (1865-1925 гг.), после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии в 1888 г. на преподавательской работе, в 1897 г. рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмской епархии, с 1889 г. на Алеутско-Американской кафедре (США), с 1905 г. архиепископ, в 1907 г. переведен в Ярославль, с 1913 г. на Виленско-Литовской кафедре, в 1917 г. избран на Московскую кафедру. Поместным Собором 1917-1918 гг. избран Всероссийским патриархом. Причислен к лику святых на соборе РПЦ в 1989 г.
3. Евстафий, Антоний и Иоанн виленские мученики, - пострадали за исповедание православия в Вильнюсе от Литовского князя язычника Ольгерда в XIV в. Перед угрозой немецкой оккупации в 1915 г. мощи святых эвакуированы в Москву, в 1946 г. возвращены в Свято-Духов монастырь в Вильнюсе.
4. Шавельский Георгий (1871-1951 гг.), протопресвитер Армии и Флота (с 1911 г.), видный церковно-общественный деятель, с 1919 г. возглавлял военное духовенство вооруженных сил Юга России, затем в эмиграции.
5. Колчак Александр Васильевич (1874-1920 гг.), выпускник Морского корпуса, участник полярной экспедиции барона Э.В. Толя, участник обороны Порт-Артура во время русско-японской войны, был в плену. В первой мировой войне - командир дивизиона миноносцев, командир минной дивизии, вице-адмирал (1916 г.) командующий Черноморским флотом. После октября 1917 г. воевал в Сибири, в июле 1919 г. в Омске провозглашен Верховным правителем России, в январе 1920 казнен по приговору ЧК.
6. Графа указывающая возраст.
7. Общий список членов Священного Собора. - В кн.: Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн.1, вып.1. - М.: Издание Соборного Совета, 1918. - с.89-90.
8. Вениамин Ф. - с.246.
9. Там же. - с.274.
10. Георгиевский Е. Ук. соч. - с.380.
11. Из жизни эскадры и лагерей. - //МС, 1921, №7. - с.68.
12. Аметистов Т.А. Биографический очерк. - В кн.: Спасский Г. Ук. соч. - с.12.
13. Кнорринг В. Ук. соч. - с.158.
14. Дьякова Е.С. - В кн.: Спасский Г. Ук. соч. - с.71-72.
15. Е.А.М. Воспоминания об о. Георгие. - Там же. - с.134.
16. Из жизни эскадры и лагерей. - //МС, 1921, №7. - с.68.
17. Ковалевский П.Е. Ук. соч. - с.396.
18. Там же. - с.398.
19. Там же. - с.428.
20. Спасский Г. Ук. соч. - с.346.
21. Евлогий Г. Ук. Соч.
22. См.: Там же. - с.380.
23. См.: Там же. - с.464.
24. См.: Там же. - с. 478.
25. См.: Там же. - с.382.
26. См.: Там же. - с.467.
27. Там же. - с.380.
28. Герасимова П. - В кн.: Спасский Г. Ук. соч. - с.60-61.
29. Хроника. Лекции о. Г. Спасского. - //Возрождение, 1925, №200.
30. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.380.
31. Церковная жизнь. Возобновление воскресных акафистов. - //Возрождение, 1925, №145. - с.2.
32. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.381.
33. Неклюдова В.В., окончила Смольный институт, фрейлина, с 1914 г. работала в Стокгольме в Организации Красного Креста, скончалась в 1935 г. в Париже.
34. Там же. - с.380.
35. Апологетика (от греч. заступничество, оправдание), - богословская дисциплина призванная решить противоречия между верой и знанием.
36. Там же. - с.381.
37. Шаляпин Федор Иванович (1873-1938 гг.), певец, обладатель уникального высокого баса, выступал в театрах Тбилиси, Мариинском (Петербург), Большом (Москва), Ла Скала (Италия), с блистательным успехом участвовал в "Русских сезонах" во Франции.
38. См.: Шаляпин Ф. Из моей жизни. - М., 1990. - с.416-419,456.
39. См.: Евлогий Г. Ук. соч. - с.382.
40. См.: Там же. - с.404.
41. Там же. - с.380.
42. Sainte-Genevieve des Bois (Святой Женевьевы в лесу), - русское православное кладбище в пригороде Парижа.
43. См.: Там же. - с.453.
44. Открытие памятника на могиле о. Георгия Спасского. - //РМ, 1947, №3.
45. Бенуа Альберт Александрович (1888-1960), архитектор и художник. Принимал участие в проектировании Успенской церкви в Sainte-Genevieve des Bois, храма-памятника на могилах русских воинов на кладбище Сент-Илер-ле-Гран (близ Мурмелона) и др. церквей во Франции. Расписывал храмы. Похоронен в крипте храма Успения на русском кладбище вместе с супругой Маргаритой Александровной Бенуа (урожд. Новинской) (1891-1974).
46. Памятник о. Георгию Спасскому. - //РМ, 1947,№6. - с.5.
47. Жизнь церкви. - //РМ, 1951, №381. - с.7.


Игумен Ростислав (Колупаев)

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/405

 

 

Приложение.

Акафист Пресвятой Богородице, Светлой Обители странников бездомных

Кондак 1
Избранная от всех родов Дево, Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней, превыше херувимов и серафимов сияющая, Царице и Владычице! Приклони ухо твое к нам грешным, утоли печаль сердец наших. Простри над нами покров Твой честный. Посети многобедственную жизнь нашу: в стране бо чуждей сущи, не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Мати рода русскаго. Во страсе и трепете пред величеством милосердия Твоего, колена преклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще: Радуйся, Светлая Обителе странников бездомных.

Икос 1
Ангел благовестник с небесе послан бысть праведному Иоакиму, радость рождества Твоего возвестити, и возрадовася старец святый, величие Твое в мире божии провидя. Темже и мы с ним радостно Тебе, Богородоце вопием: Радуйся, Пречистая, всех цветовблагоуханнейшая: радуйся, Кроткая, милосердия двери нам отверзающая. Радуйся, Любвеобильная, над всеми нами покров Твой святый простирающая: радуйся, Дево Светозарная, наша терния опаляющая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 2
Видяще Тя на облацех честный покров простирающу и тем нас соблюдающу, благодарственно вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 2
Разум наш, обуреваемый помышленьми плотскими, вотще оковы земныя сокрушити тщится: немощни и лениви во гресех наших валяемся, но слезно к Твоему милосердию взываем: воздвигни из бездны греховныя, настави нас на путь спасения, да со ангелы Тебе, Матерь Пречистая, прославляем: Радуйся, покрове наш и наше спасение: радуйся, грешников негнушающаяся Молитвенница. Радуйся, наши слезы отирающая Утешительнице: радуйся, Мати Милосердия. Радуйся, живоприемный Источниче, нас напояющий: радуйся, во изгнании нас не оставляющая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 3
Сила Вышняго охраняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня. И мы, грешнии изгнанники отчизны нашея, емляся за святыя ризы Твоя, горестно молим: возведи нас по лествице спасения, да приблизимся к престолу славы Божией, благодарственно зовуще: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи сердце, всех дев чистейшее, и разум в горняя устремленный, Ты, Дево Мариа, в храме Божии пребывающи, о земном не помышляя, все существо Свое к восприятию Царя Царей приуготовляла еси. Силы небесныя пред чистотою Твоею преклоняются, и весь род человеческий радостную песнь Тебе возсылает: Радуйся, Пречистая Дево, всех дев чистейшая: радуйся, разум плотским грехом не повредившая. Радуйся, Сердце, всех сердец Чистейшая: радуйся кроткая лампада всему миру сияющая. Радуйся, райское видение, наши духовныя очи умиляющая: радуйся, Красото неизреченная и неописуемая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 4
Бурю отчаяния в сердцах наших претерпевая, во унынии и скорби жизнь изнанников во стране чуждей скончавая, к Тебе, Богородице, прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение к перенесению всех горестей наших, да вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышащи благую весть архангелом Гавриилом пренесенную, Ты смиренномудренно святыню часа сего разумевая, сице рекла еси: се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему. Пречистая Дево, научи и нас хранити покорность воли Божией и безропотно переносити Богом ниспосылаемыя нам испытания, да очистятся огнем страданий души наша, да изметутся из сердец наших вся скверны грехов наших, да востанем бодры и чисти сердцем, благодарственное хваление сице Богу возсылая: Благодарим Тебе, Боже, Царю небесе и земли, вся премудростию Твоею строяй и сокровенная человеков яве предведый, се достойная по делом нашим приемлем, да будет над нами воля святая Твоя! Тебе же, Преблагословенная Дево, Бога всех рождшая, умиленно прославляем: Радуйся, смиренная раба Господня, нас примером Своим ободряющая: радуйся, Дево Пречитая, юность Свою Богу постившая. Радуйся, Кротость неизлаголанная: радуйся, Столп веры непоколебимый. Радуйся, Упование всех концев земли: радуйся, любве море неизмеримое. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 5
Боготечная звезда, волхвом на небеси являющаяся и дивный вертеп озарившая показа Царя Славы, в яслех лежаща, с Ним Матерь Его, Деву Чистую и Святую, в сердце Своем песни ангелов слагавшую. О, Дево кротости и смирения! Вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще волхвы славу предвечнаго Младенца Христа, нас ради плотию рождшагося, воздаша Ему божеское поклонение: ангел же Господень, старцу Иосифу явився, повеле безсмертное Отроча и Матерь Его во Египет от ярости Иродовой спасати. Со умилением помышляя о пути Твоем, Богородице, многотруднем, мы грешнии смиренно к Тебе прибегаем: облегчи и наш путь тернии сполненный, подними падающих духом, поддержи слабых и болящих, простри руку спасения унывающим, отри слезы плачущим, соедини растоящаяся сердца скорбящих, возврати матери ея сына, возврати брату брата, возврати нам отчизну нашу, кровию истекающую, возврати нам храмы святыя, села наши родныя: возврати нам Русь православную, тысячами всечей и лампад к Богу свои молитвы, яко фимиам, возносящую. О, Преславная, Всепетая Богородице, во вся прежняя дни горестей наших милотивно на нас призиравшая, буди милостива и ныне к нам странникам, по земли родной плачущим, умоли Сына Твоего возвратити нам Свою милость, а отчизне нашей отшедшую ея славу, да радостно во умилении сердец наших Тебе вопием: Радуйся, Богородице, материнския слезы собирающая: радуйся, вдовиц и сирот покрывающая. Радуйся, старцев утешение: радуйся, юности ободрение. Радуйся, убогих призрение: радуйся. Всему миру веселие. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 6
Проповедь любве, кротости и всепрощения мирови возвещающи, со Христом Сыном Твоим вся горести земныя претерпевшая, апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая, Приснодево Пренепорочная! Не отвержи и нас во тьме изгнания сущих и утешения материнского требующих, да со благодарением Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявшая всей вселенней, яко дивный храм Божий, исполненный божественныя славы и благодати, о Дево Мариа Пречистая, Царице Небесная, Царице человеков и ангелов, апостолов и мучеников! Возсияй и нам путеводной звездой во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, во уныние поверженныя, просвети умы наша, тьмою отчаяния объятыя, возстави силы наша, на чужбине изсякающия, умножи веру нашу, укрепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любве ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зряще Тя, на небесех нам внемлющуя, молитвенно Тебе зовем: Радуйся, Мати рода христианского: радуйся, паче всех светил миру сияющая. Радуйся, всех добродетелей златый Венец: радуйся, Едина благословенная, скорбный наш мир в печали посещающая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 7
Хотящи с Сыном Твоим Единородным до смерти крестной неразлучна быти, Ты воспоследовала еси невинному Страдальцу до самыя голгофы, и у подножия креста, слышащи вопли сонмища разьяренного, в молчании страдала еси, и Тебе Самой душу пройде оружие. Темже, удивляяся Твоему неизреченному матернему мужеству, зовем: Аллилуиа.

Икос 7
Новую весть ангел Господень Тебе, Богородице, возвести, воскресшаго Сына Твоего радостно прославляя: с Ним и вся воинства небесная велегласно славят безсмертнаго Христа. Сподоби и нас, Христе Боже, ад сокрушивый и живот вечный мирови даровавый, срадоватися днесь Матери Твоей, умиленно восклицая: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою: радуйся, чистая Дево, слава бо Госпдня на Тебе возсия. Радуйся, Богородице, о востании рождества Твоего: радуйся, незаходимая заре истины, и наше земное странствование освещающая. Радуйся, путеводная звездо, нас к правде Божией ведущая: радуйся, луч райский, наша души умиротворяющий. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 8
Странное таинство и преславное вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седый! И нам странником земли, о селениях райских скорбящим Утешителя, Духа Истины ниспосли, и вселися в ны, Жинодавче, молитвами Матере Твоея, да зовем: Аллилуиа.

Икос 8
Весь наш путь страннический, слезами горести орошенный, камней и терний исполненный, к Тебе, Богородице, вопиет: умилосердися над нами Божественная наша Покровительнице, и приими под сень святаго покрова Твоего нас, странников, от пути непосильнаго изнемогающих и успокоения в тихой пристани чающих: укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти нас алчущих, напой нас жаждущих, воодушеви юношей, к светлым подвигам стремящихся, вразуми родителей к воспитанию детей своих, сохрани младенцев от всякия беды, укрепи в Христовой правде мужей и воинов, осени благодатию наших пастырей духовных, вознеси молитвы наши к престолу Всевышняго, да славословим Тя Матерь Божию: Радуйся, путников светлое пристанище: радуйся, скорбящих святая радость. Радуйся, младенцев покров и защита: радуйся, материнский сосуд милосердия. Радуйся, правды небесныя Поборнице: радуйся, непрестанная Ходатаица о душах наших. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 9
Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего, рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, благодать Духа излияся превыше всякия меры, зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витии боговещаннии апостоли, ничтоже земное в себе помышляя, со благоговейным трепетом преславное успение Твое славят: Царь бо царствующих и Господь, господствующих, сошед на землю, восприя душу святую Твою и в велицей славе вознесе Ю на небо, идеже уготова одесную престола Своего обитель Тебе. И мы, яко овцы разсеяннии, ко Твоему милосердию Богородице, взываем: подаждь пристанище нам бездомным, собери во едино южичества наша, примири враждующих, утиши мятущияся души наша, посли нам мир и благоволение, да песнь молитвенно Тебе поем: Радуйся, нас погибающих спасающая: радуйся, с лики святых за ны молящаяся. Радуйся, божественный покров рабом Твоим: радуйся, светлый лик от нас не отвращающая. Радуйся, во успении мир не оставляющая: радуйся, за ны пред Сыном Твоим предстательствующая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 10
Спасти хотяй мир, Пастырю Добрый, всех ко спасению зовущий и вся к Себе привлекающий, праведныя любяй и грешныя милуяй: спаси и нас грешных молитвами Богородицы, да поем Ти: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и предстательство всех грешников кающихся! Приими и наше покаяние Всеблагая Дево Марие: умягчи жестосердие душ наших, исцели болезненное блуждание умов наших, низвергни гордых в пучину смирения, подыми горе очи наши, землею окованныя, разомкни уста, в отчаянии сомкнувшиися, да воспоем Ти славословие: Радуйся, живоносный Источниче, нас росою живительною окропляющий: радуйся, во вся роды гласу молящихся внемлющая. Радуйся, погибающим руку спасения простирающая: радуйся, Всеблагая, о злобе людстей страждущая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 11
Пение ангельское провождает праведных по смерти: где убо мы грешнии обрящем спасение, егда кроме единаго благаго дела, пред Судией Праведным предстанем; На Тя, Богородице, наша едина надежда: спаси Твоим предстательством души наша, да поем: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемная Свеща, во тьме изгнания нам светящая! Веди нас к сыну Твоему, Господу и Спасителю нашему, и якоже на браке в Кане Галилейстей заступающеюся за бедных людей показалася еси, глаголющи Сыну Твоему: "вина не имут", такожде и ныне покажися Заступницей за нас отверженных, рцы Сыну Твоему: "Господи, отчизны и пристанища не имут, исполни сердца их радости и утешения". Мы же благодарне Тебе, Владычище, восклищаем: Радуйся, Свет небесный неугасимый: радуйся, одесную Бога Сына Твоего сидящая. Радуйся, сил небесных Превышшая: радуйся, простых умов утверждение. Радуйся, вечное стремление праведных: радуйся, возводящая грешников на небо. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 12
Благодать Сына Твоего мирови явила еси, Приснодево Пренепорочная. Спаси и нас грешных, зовущих о Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Тя, Благодатная, между женами Благословенная, Спасителя миру даровавшая и тем вечную славу и поклонение Себе стяжавшая, радостное Ти, Божия Матерь, славословие приносим: Радуйся, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос: радуйся, непостижимая Тайна Боговоплощения. Радуйся, Невместимаго вместившая: радуйся, Мати Света во тьме Светящаго, и тьма Его не объят. Радуйся, Мати Слова, еже бе к Богу: радуйся, Мати Слова, иже бе Бог. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.

Кондак 13
О, Всепетая Мати! О, Мати благодати исполненная! Приими наше слезное к Тебе моление, еже в нынешнее время, на милосердие Твое дерзающе, из глубины душевныя Тебе приносим, поюще: Аллилуиа.

(Таже чтем 1-й Икос и поем 1-й Кондак)

Молитва ко Пресвятей Богородице Светлей Обители странников бездомных
Что Ти речем, Царице наша и Владычице, помышления проницающая, и всю нашу жизнь во мгновение ока озирающая; что можем мы, грешнии и нечистии, поведати своими скверными устнами Тебе, Пречистей и Пренепорочней; Не имамы словес по достоянию воспети Твое величие у престола Творца всея вселенныя, не имамы силы исчести вся дела Твоя милосердная, человеков ради соделанная. Предстоим Тебе трепещущии и плочущии, о всей греховней жизни нашей помышляющии. Вемы, яко по делом кару Божию приемлем, вемы, яко недостойны под светлую сень покрова Твоего внити: но яко мытарь, яко разбойник, яко слепцы и прокаженнии, и мы сокрушенным сердцем горестно Господу взываем: Боже, милостив буди нам грешным! И Тебе, Пречистая Дево, молим: приими вопль и стоны сердец наших и вознеси их к престолу Всевышнего, поведай Сыну Твоему слезное покаяние и печаль сердец наших: да воззрит на нас милосердным оком и дарует нам исполнение молитв наших. Собери нас, якоже матерь собирает птенцы под криле своя, и настави нас на путь спасения. Умири, утверди и благослови страну нашу и первосвятителя ея, а с ним вся священнослужители и верныя слуги Церкви Христовой. Вразуми начальствующих, да исполнят должную пред Богом и человеки правду, соблюдая добрая и сокрушая зло. Помози отцам и матерем наставити чада своя. Вразуми чад, да чтут родителей и нставников своих. Отврати сердца наша от греха и зажги среди нас огонь святаго милосердия Твоего: да возненавидим зло, да узрим бездну падения нашего и возлюбим ближняго своего, да отвержемся себе, да возьмем крест свой и пойдем к свету истины, просвещающей мир. Сокруши силу зла на земли и пролей в наши умы луч разума Христова, да Тобою спасаеми, зде отечество, а по смерти рай обрящем, и триединому Богу хвалу, благодарение и поклонение возсылаем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечание: 

Текст печатается с анонимного издания, предположительно вышедшего на Пряшевской Руси в 1930-е годы. В редакторской сноске сказано: "Сей акафист в рукописи распространяется среди русских беженцев. В надежде, что приближается время помилования и в сознании, что теперь особенно нужно усилить молитву за бедствующих, редакция решила сделать сей акафист, через напечатание его, общедоступным каждому русскому для домашнего молитвенного употребления".









0
0
0



Комментировать