СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Карфаген. Первые христиане.

18.04.2020 22:13

Карфаген. Первые христиане.  


 На мозаичной картине - символ раннего христианства. Картина  находится в тунисском музее Бардо и датирована вторым веком нашей эры.

  
 Первые христиане Карфагена[1]


 «Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей священной стихии исчез и обновился мир.
История новейшая есть история христианства».
А.С.Пушкин


Когда вы будете посещать Карфаген, обратите внимание, что в центре Амфитеатра, на арене которого сражались гладиаторы, возвышается мраморная витая колонна, а ниже, на стене прикреплена   мраморная доска с именами двух христианок: Перпетуи и Фелициты.

Эти молодые девушки, жившие в Карфагене, уверовали в доброе учение Христа, начали делать добрые дела во имя Христа и распространять его учение. Римляне – а тогда Карфаген был частью Римской империи -  схватили их и после жестоких пыток, под злорадное улюлюканье толпы, жаждущей крови, бросили на арену Амфитеатра.

 Имена девушек занесены в список святых.

7 марта каждого года отмечается христианами  всего мира как день Перпетуи и Фелициты.


 Когда впервые Евангелие попало в Карфаген?[2]


Город Карфаген к моменту появления в нем первых христиан являлся центром североафриканской провинции Африка, соперником Александрии  в Египте и, подобно ей, житницей Рима. Как выразился Апулей, сам уроженец Северной Африки, «всё здесь дышит изобилием». Это была эпоха великого экономического процветания, основанного на торговле зерном и оливковым маслом Северной Африки ( от Атлантики до Нила).
В IV веке Августин поведовал, что Евангелие привезли в Карфаген  Из Финикии, с Ближнего Востока – оттуда же, откуда пришли основатели самого города в 9 веке до нашей эры. В Карфагене, как и в Риме, первые случаи обращения в христианство, должно быть, имели место среди представителей еврейской колонии, многочисленной, как и в других приморских портовых городах[3]. На кладбищах под Карфагеном и около Хадруметума (современный город Сусс) могилы евреев и христиан располагаются рядом[4].
Тертуллиан, христианский проповедник и философ,  автор «Защиты от язычников», рассказывал о временах, когда христианство жило «в тени» иудаизма. Но последовавшие затем размежевание и вражда между двумя религиями не могут вычеркнуть из памяти их союза в эпоху зарождения христианства.
Евангелие впервые было завезено в Карфаген, можно предположить, на одном из судов, прибывших из Палестины, Египта или Сирии, или  раньше  проникло сухопутным маршрутом, с одним из караванов верблюдов, через Египет и Ливию.

Давайте представим себе  первую христианскую общину, весьма пеструю по составу, включавшую в себя местную бедноту – ремесленников, портовых рабочих, прислугу, торговцев из разных стран и, несколько позже, римлян, как образованных, так и простого сословия. Как и в других городах, основную массу членов первых общин  составляют бедные, обездоленные люди. Они говорят на греческом, пунийском (финикийском)  или берберском (местных племен)  языках и занимаются своей работой или торговлей. Торговцы и прочие зажиточные горожане, хорошо зная латынь,  отдают  предпочтение пунийскому языку, особенно в приморских городах Северной Африки: Карфаген, Утика, Хадруметум (Сусс), Диарриус (Бизерта), Лептис Магна, Сабрата. Святой Августин   переводить на пунийский язык латинские слова, смысл которых ускользает от части  слушателей во время его проповедей.
Евангелие, точно огонь по прериям, распространялось от города к городу[5]. К середине II века оно достигло дальних поселений, вплоть до отрогов горного хребта Телль-Атлас и песков пустыни Сахары. И даже  племена берберов, упорно противостоявшим влияниям извне и спускавшимся с гор,  или  кочевые племена  амазигов, предков нынешних туарегов, выходивших из пустыни  Сахара  для торговли или обмена, к концу II века познакомились, как утверждает Тертуллиан, с Евангелием.

Дух терпимости,  солидарности и  взаимопомощи,   присущий жителям Африки, несомненно, послужил одной из причин  быстрого распространения добрых идей нового вероучения, христианства. нашедшего приверженцев во всех слоях карфагенского общества.
Во II  веке новой эры христианские общины  в Карфагене были уже достаточно многочисленны, что возбудило  подозрение римских властей. Начавшиеся в 180 году гонения подвергли  христиан  первому испытанию. Пять женщин и семь мужчин, жителей маленькой деревни, столь незначительной, что и до сих пор не удается установить ее местонахождение, были арестованы по доносу соседей и   17 июля того же года обезглавлены в Карфагене.
Двенадцать мучеников  были простыми крестьянами.

Они уверовали в Христа и от своей веры не отказались даже под страхом смерти…
Так началась эпопея христианского мученичества[6], так развернулась в римских амфитеатрах и продолжалась более 250 лет (!!!)  трагедия первых христиан.


 «Мы все равны – и работник, и господин!»


 В годы правления римского императора Марка Аврелия  (II век) христианская община Карфагена приобрела блестящего защитника в лице  юриста Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, сына римского центуриона. В те времена община располагала местами для собраний и молитв  и  имела  даже собственные  кладбища. Тертуллиан говорит о «тысячах людей обоего пола, всех возрастов, любого общественного положения», которые были членами христианских общин и в других городах.  Он  сообщает, что «в каждом городе больше половины жителей составляют христиане», добавляя, что, если бы христиане ушли, «города опустели бы».

В 197 году он, сам римлянин, но от имени христиан, обратился с посланием  к римлянам: «Мы появились недавно и уже заполонили землю, заняв всё принадлежащее вам: города, доходные дома, крепости, муниципии, деревни… дворцы, сенат, форум. Мы оставляем вам лишь храмы».

Что произошло с сыном римского центуриона?
Что особенно поразило Тертуллиана в морали христиан Карфагена и побудило его, выходца из римской знати,  присоединиться к ним, так это их милосердие и сплоченность, о чем он и пишет в своей «Защите от язычников». Это была разноликая по составу община, обеспеченные члены которой были людьми  довольно щедрыми, чтобы пополнять общую кассу «христианской «коммуны». «Взносы милосердия» служили для оказания поддержки бедным, а особенно, как подчеркивает Тертуллиан, «сиротам, бесприданницам, старикам, людям, потерпевшим кораблекрушение, а также приговоренным за исповедание веры к тюремному заключению, ссылке на рудники  или изгнанию».
Именно это позволило в конце III века римскому писателю Лактанцию утверждать, тоже от имени христиан:

«Среди нас нет ни рабов, ни господ. Мы не устанавливаем различий между собой, но называем друг друга братьями, поскольку считаем всех нас равными. Слуги и господа, великие и малые – все равны своей простотой и благорасположением собственного сердца, удаляющим от всяческого тщеславия».


 «Быть добрым тружеником!»


  И в Древней Греции, и в Римской империи, в отличие от пунического Карфагена, с презрением относились к ручному труду. В государствах, владевших колониями и обогащавшихся за счет чужого труда, работа считалась   унизительным занятием, предпочитали войны, спорт, искусства и… философию. А для первых христиан, последователей идей Иисуса,  трудиться ради хлеба насущного, а не для наживы, не из жадности, считалось идеалом.
Сам апостол Павел изготовлял палатки для жилья, и с его проповедями  христианская Церковь реабилитировала труд и восславила   трудящихся. В надгробных надписях первых христиан выражаются слова признательности именно  за то, что они были «добрыми тружениками».

Редко найдете вы сегодня  на могильной плите надпись «он был честным тружеником»…
Апостол Павел, слова которого перефразировал Климент Александрийский, говорил первым христианам:
«Паши, говорим мы, если ты пахарь, но веруй в Бога на пашне; плавай на кораблях, если ты любишь плавать, но доверься небесному кормчему; если вера нашла тебя в армии, повинуйся приказам командира».
Труд на земле и на море, ручная работа, полезная для общества, ремесло скульптора, пекаря, плотника, портного, каменотеса, гончара или ткача и тысячи других ремесел и искусств – всё это достойный труд для христианина, говорили проповедники нового учения. И эти идеи были восторженно восприняты  людьми!

«Братство, открытое для всех

  Исповедь   Киприана Карфагенского содержит весьма важные для нас сведения[7]. От прочих известных нам рассказов о его  обращении в христианство она отличается развернутой мотивацией такого важного жизненного шага. Киприан, богатый человек, блестящий римский аристократ, был потрясен  тем, с какой стойкостью принимали смерть мученики за христианскую веру. Хотя поначалу он и представить себе не мог, что сам перейдет в христианскую веру, именно это и случилось с ним. С чего началось?

Он стал терпимым к другим и беспощадно требовательным к самому себе.
 Свидетельства Киприана  и других  христиан убедительно подтверждаются их братством в повседневной жизни, объединявшим членов внутри христианских общин и связывавшим общины  разных городов, поселков, деревень и даже стран. Это братство находило свое выражение в  равенстве всех христиан друг перед другом и в достоинстве каждого, особенно тех, кто  в те времена  был  изгоем, униженным и отверженным: женщин, простолюдинов,  рабов.

Это было братство, ломавшее все барьеры и соединявшее сердца. Слова «брат» и «сестра», с которыми христиане обращались друг к другу, выражали новые отношения между    людьми: богатыми и бедными, хозяевами и  их рабами, доходившие до совместного пользования имуществом ради поддержания тех, кто нуждался или не мог обеспечить себя сам.

«Надо думать в первую очередь о людях!» - говорили проповедники.
Обращение в новую христианскую веру требовало  от каждого изменения своего привычного образа жизни. Современники (язычники и атеисты)  отмечали строгость соблюдения моральных правил в половой жизни не только женщинами, от которых мужья требовали добродетельности и верности, но также и самими мужчинами, что было в те развратные времена  не в обычае римских граждан и звучало как призыв к «подрыву общественной морали».
Глядя на эти новые отношения, Тертуллиан решил обратиться в христианство. Внимательно читая его первую книгу «Защиту от язычников», понимаешь, что этот блистательный карфагенский юрист не мог найти в римских верованиях  ответ на мучившие его философские и житейские  вопросы. Но в этом окружавшем его мире, развратном, разобщенном, враждебном, подверженном   потребительским  настроениям, он мог воочию наблюдать, как в Карфагене возникла и  живет совсем другая, новая  общность мужчин и женщин, объединенная идеей служения Добру и Справедливости.

Вот о чем он рассказывает: для первых христиан богатство одних не служит причиной зависти других, поскольку это богатство  с согласия богатого члена общины делят и перераспределяют в пользу малообеспеченных, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся; у них бедняки отнюдь не служат предметом презрения и не рассматриваются как существа второго сорта, а являются равноправными членами общины, и все пользуются любовью и поддержкой со стороны всех других собратьев.
Это братство не замыкалось в узком кругу людей – община  была открыта для всех, в том числе и  для язычников. Христианин говорит язычникам: «Вы – наши братья».

 И именно такими словами Тертуллиан заканчивает описание  жизни христианской общины обращением к языческому миру:

«Мы – братья даже вам!»


Когда сама порядочность подозрительна
 
В спокойные  времена  Римской империи народ не проявлял нетерпимости или фанатизма. Увлеченный личным обогащением, астрологией и магией человек с улицы, человек толпы  не воспринимал Евангелие, требовавшее   крутых перемен в жизни; человек с улицы   игнорировал и отказывался от Евангелия, которому начинали следовать другие люди. В обычные времена христианам не досаждали, но стоило произойти чему-то экстраординарному, возникнуть угрозе или случиться катастрофе, как улица, толпа, чернь  приходила в неистовство.
В спокойные  времена христианин мог жить, как и все прочие, посещать термы и базилики, заниматься теми же ремеслами, что и окружавшие его люди, хотя  было в его жизни нечто отклонявшееся от принятой «римской нормы», удивлявшее других.  Человек толпы  замечал происходившие перемены с христианами: женщина жила скромно и  избегала кричащих нарядов, а ее супруг перестал выпивать и больше  не клялся именем Бахуса, бога вина. И даже уплата христианином налогов вызывала подозрение римлянина, который стремился налогов не платить.

 «Он хочет преподать нам урок» – говорили его соседи, жители Карфагена, предпочитавшие  под любым предлогом уклоняться от исполнения этой прямой гражданской обязанности. Все знали, что в торговле христиане скрупулезно соблюдают веса и меры, и это тоже вызывало пересуды.
Так  во времена бедствий порядочность и честность, правдивость и верность слову обратились против христиан.
Тертуллиан сохранил для нас некоторые из циркулировавших тогда в Карфагене уличных пересудов: «Славный человек этот Гай Сей, но какая жалость, что он христианин!» Нечто похожее говорит и другой римлянин: «Я был немало удивлен, узнав, что Луций Титий, человек столь просвещенный, вдруг стал христианином».
Тертуллиан замечает:

«Им даже и в голову не приходит задаться вопросом, не потому ли Гай добродетелен, а Луций просвещен, что они – христиане? И не потому ли они стали христианами, что один из них добродетелен, а другой просвещен?»

«Бей христиан! Спасай Рим!»

  Верования простых обывателей, что тогда, что и сейчас,  представляют собой смесь суеверий, страхов и прагматизма. Язычники Рима  молили своих многочисленных богов о ниспослании земных благ, здоровья и мира. Если возникала внешняя угроза, если варвары снова «стояли у ворот», как вечно ненавистный для римлян карфагенский полководец Ганнибал, которого римляне довели до самоубийства во втором веке до нашей эры,   то, полагали римские обыватели, боги опять прогневались на них. И тогда умы распалялись, и обвинение, всегда готовое сорваться с уст язычника, звучало  в те времена так: «Христиане приносят нам неудачу! У них дурной глаз,  это они сглазили нас!»
  Что может быть тяжелее такого обвинения тогда, когда толпа  запугана колдунами, боится порчи и злых чар?!
Аресты и преследования христиан были прямо связаны с угрозами, нависшими тогда, во втором веке нашей эры, над Римской империей.

Какие только беды не обрушивались на нее в годы правления императора Марка Аврелия!
В 162 году самая тяжелая из эпидемий, когда-либо бушевавших в Античности, заставила Рим отозвать легионы  своих  солдат из Азии в Европу.

Вскоре после этого германцы с севера  вторглись в Империю, форсировав Дунай и проникнув в Грецию и даже Италию. 

 В 167 году другая эпидемия  - уж не предка ли коронавируса? - вспыхнула в  самом Риме, вызвав гибель десятков тысяч горожан.

Небывалое наводнение, затопившее затем  город,  спровоцировало первые погромы христиан, которых обвинили… в потопе, в том, что они своими молитвами вызвали противные дожди.   

После наводнения на  Империю, в том числе и на проконсульскую провинциюАфрика,  обрушиваются засуха и  неурожай, свирепствует голод.

У обывателя  теперь одно объяснение:  «боги опять прогневались на нас из-за христиан!»
Это были времена апокалиптических потрясений и ужаса.
Тертуллиан  так описывает царившую тогда атмосферу в Карфагене: «Выйдет ли Нил из берегов, погубит ли засуха урожай, случится ли землетрясение, разразится ли эпидемия в Африке… – тотчас же крик: «Христиан на растерзание львам!»
Августин в «Граде Божьем»,  пытаясь защитить христиан, пишет, что им в вину  вменялся даже захват   Рима германцами-варварами, поскольку, как считали язычники, христиане своими молитвами  вызвали гнев богов и  поэтому боги решили наказать вечный Рим.
На протяжении столетий верующие во Христа продолжали считаться «ответственными» за все беды Римской империи. Для местной власти надо было обязательно найти виновных в новых бедах и несчастиях, отвести от себя гнев толпы, и вновь звучал приговор   в адрес христиан:
«От них проистекает всё зло! От них, окаянных!»
 Движимая ненавистью толпа выходила на улицы с камнями и кольями и обрушивалась на христиан, на их семьи, даже на  младенцев   и беспомощных стариков. Она оскверняла христианские кладбища.   Самые тяжкие из преступлений, насилие и убийства, совершенные против христиан, оставались безнаказанными, потому что римские власти закрывали на это глаза.

«Мое истинное имя – христианка!»
 
«Я не верю никаким историям, кроме тех, свидетели которых
готовы собственной смертью доказать свою правоту».
Блез Паскаль

Император Септимий Север  правил Империей  на рубеже II и III веков. На его совести  - мученическая смерть тысяч христиан, в том числе Фелициты и Перпетуи в Карфагене. Сохранившийся до нашего времени дневник Перпетуи позволяет нам восстановить  живой образ первой христианки.
…Римляне схватили ее и других христиан в городе Тубурбо (современная Тебурба в сорока километрах на юг  от Карфагена). Многие из них только что  стали христианами. Фелицита и Ревокат, ее возлюбленный, были простого происхождения, тогда как Перпетуя принадлежала к одному из знатных семейств города. Родители Перпетуи позаботились о ее воспитании, дав ей блестящее образование. Весь город  говорил о ее недавно состоявшейся свадьбе с молодым аристократом.
Когда их схватили, то человек по имени Сатур, проповедовавший им Евангелие, донес сам на себя, чтобы разделить с ними их трагическую  участь, подобно тому, как они разделили с ним его веру. Всех отправили в Карфаген, в тюрьму, примыкавшую ко дворцу проконсула, расположенному на склонах Бирсы. Заключенным грозила смертная казнь, если… они не откажутся от своей веры. Подчеркну: от христиан требовалось только одно – публично отречься от веры в Христа.
Перпетуя была молода и красива, ее благородство внушало чувство уважения. О ней говорили: она   рождена для счастья, для жизни в той радости, когда другие разделяют твою радость. Она была способна и на героические решения, с неотвратимым упорством воплощая их в жизнь.
У нее был ребенок – младенец, которого она кормила грудью до смертного часа и который скрашивал ей долгие дни заточения. Ее стойкость не лишала ее чувствительности, скорее наоборот. Она продолжала глубоко и нежно любить своих близких, которые страдали из-за нее и хотели помочь ей.
 Собственные страдания ей были нипочем, но заставлять страдать тех, кого любишь, – это было для нее настоящим мучением. Сокрушаясь при виде горя своих близких, она утешалась, убеждая себя, что наступит день и они одобрят ее веру, разделив с нею надежду на вечное блаженство. И, тем не менее, она разрывалась между своей дочерней любовью к отцу, собственной материнской любовью и своим желанием отстоять веру, зародившуюся в ее сердце. И лишь о своем муже она ничего не написала в дневнике,мы не знаем даже его имени, и это  так и остается неразгаданным секретом до сих пор...
А какая нежность в отношениях между Фелицитой и Перпетуей! Перпетуя заботилась о том, чтобы не пострадало целомудрие Фелициты. Какое взаимопонимание между этими молодыми христианками, сколь они женственны в самом благородном смысле этого слова!
В тюрьме Перпетуя в первую очередь думала о своем младенце. В минуты, когда можно было кормить и нянчить его, она пребывала на вершине счастья. Материнская любовь оказалась самым уязвимым местом этого великого сердца.

«Посмотри на своего сына, который не сможет жить без тебя», – умолял ее отец. Эта сцена повторялась и на заседаниях суда. «Отец появился с моим сыном, – записала Перпетуя в свой дневник. – Отведя меня в сторону, он говорил мне умоляющим тоном: «Сжалься над своим ребенком!»
Римский судья, явно растроганный, также по-отечески просил ее: «Пощади своего сына! Откажись от веры!»
 Однако христианка оставалась непреклонной.
…В день казни обреченных повели из тюрьмы   в амфитеатр,  руины которого находятся и сейчас у подножья холма Бирса в Карфагене, пригороде Туниса.

«Их лица были светлы, они были прекрасны. Перпетуя шла последней, степенным шагом…»[8] У входа на арену на женщин хотели надеть наряд жриц Цереры. Перпетуя, как свидетельствует очевидец, решительно воспротивилась этому:

«Мы пришли сюда по доброй воле защищать нашу веру и свободу. Неправда должна отступить перед лицом правды».
Перпетуя беспокоилась за Фелициту. «Когда она увидела ее, бледную, с большим трудом поднимавшуюся на ноги, она подошла к ней и протянула ей руку, помогая подняться»[9].
В последний момент она обратилась к присутствующим с просьбой передать другим христианам и ее семье    последнее пожелание: «Будьте крепки в вере! Любите друг друга!»
Такой была эта женщина-христианка, дневник которой читали  в течение многих веков и сегодня перечитывают в христианских общинах...[10]


 Августин Аврелий Блаженный


 «Ни один человек не вправе забыть
о своем долге служения ближнему».
Августин


  Среди выдающихся личностей, деятельность которых связана с Карфагеном, стоит особо выделить Августина Аврелия (354-430 гг.). Он родился в городе Гиониона, в Северной Африке, был воспитан на античной философии и литературе. Римский курс наук прошел в Карфагене. За свою жизнь написал 93 труда, излагая и развивая христианское учение.
В трактате «О граде Божьем» Августин представил  свои представления об обществе. История Человечества, по его мнению, -  это единое целое и отдельные события имеют смысл лишь в контексте этого целого. Историю общества Августин разделил на шесть периодов и полагал, что эти периоды заполнены борьбой между «градом божьим» и «градом земным». «Град божий», в его понимании, составляли праведники и ангелы, а «град земной» – грешники и дьяволы. «Вечный Рим» был «градом дьявола» и поэтому пал под ударами варваров. Отсюда он делал вывод, что христиане должны не жалеть, а радоваться захвату Рима пришлыми варварами, ибо «такова кара Господня».
Книгу «Исповедь» он написал, будучи уже епископом Карфагена. Это, по мнению богословов,  яркий документ о величии  Человека и ничтожестве человеческой природы, гениальности Души и ее беспомощности, гимн радости и благодарности Богу.
Важными трудами Августина являются  также его книги «Против академизма», «Жизнь в единении с Богом», «Порядок» – о познании разумом божественной гармонии; «Солилогвия» – разговор души с разумом о богопознании и бессмертии; «О нематериальности души». Эти книги стали фундаментальными трудами христианского католичества.
Приведем  несколько афоризмов из его трудов:
«Нет никакой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно, но велика заслуга того, кто живет добродетельно».
«Счастье – это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле».
«Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно быть добрым».
«Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит себя».
«Неужели ты так низко пал, что забыл, что ты африканец?»


Православные храмы в Тунисе


История Русской Православной общины в Тунисе начинается с 1920 года, когда в портовом городе Бизерта нашли свое последнее пристанище военные корабли Русской эскадры, ушедшей из России, объятой Гражданской войной. В Тунисе  русские моряки, православные христиане  при поддержке мусульман  построили  два  храма: Храм Александра Невского в столице и  храм Воскресения Христова в Бизерте. Прихожане храмов были объединены в Культурную ассоциацию православных в Бизерте, которая была зарегистрирована 25 января 1937 года. Многие годы возглавляла эту ассоциацию Анастасия Александровна Манштейн_ Ширинская. Она совершила подвиг Христианки:  долгие годы  она делала все, чтобы Ассоциация жила, чтобы Храмы выстояли и выдержали лихие годины забвения.
– В середине тридцатых годов, среди русских моряков возникла прекрасная мысль: увековечить память русских кораблей, построить Храм в память о Русской эскадре, – рассказала мне Анастасия Александровна. – С полного одобрения Французского морского командования образовался комитет по сооружению в Бизерте Памятника-Часовни. В состав комитета вошли контр-адмирал Ворожейкин, капитаны первого ранга Гильдебрант и Гаршин, капитан второго ранга Рыков, капитан артиллерии Янушевский и  мой отец. Комитет обратился с призывом ко всем русским людям общими усилиями помочь делу сооружения Храма на африканском берегу. Приступили к постройке в 1937 году,  а в 1938 году Храм был закончен. Завесой на Царских вратах Храма стал Андреевский флаг,  сшитый вдовами и женами моряков. Иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на доске из мрамора названы поименно все 33 корабля, которые ушли из Севастополя в Бизерту…
Пятиглавая церковь  в Бизерте носит имя святого князя Александра Невского. В ней состоялись прощальные церемонии по кораблям эскадры, отпевали, прежде чем проводить на кладбище,  русских офицеров и матросов, женщин, мужчин и детей.
В 1942 году, когда и  Тунис стал полем битвы между союзниками по Антигитлеровской коалиции и гитлеровцами,  Храм пострадал от бомбардировок. И снова было обращение контр-адмирала Тихменева за помощью к русским людям, в котором выражалась надежда, что «Храм этот будет служить местом поклонения будущих русских поколений».

Его пожелание сбылось.

Храм находится под защитой Тунисского государства, поддерживается Посольством России в Тунисе, содержится на средства Русской православной церкви и  Фонда памяти А.А.Манштейн-Ширинской,  а площадь, на которой находится Храм,  по решению мэрии Бизерты, единодушно одобренному горожанами, носит имя Анастасии Ширинской.

Это единственная площадь в исламском мире, которая носит имя христианки.
В 1957 году, опять же на средства русских эмигрантов, потомков русских моряков, в столице, городе Тунисе был построен православный храм Воскресения Христова. Храм был освящен Архиепископом Иоанном и находится на авеню Мухаммеда V в центре города.
В 1990 году Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой направить в Тунис священника из России. В Тунисе побывал и встретился с верующими архимандрит Феофан (Ашурков). По письму Анастасии Александровны и рапорту Феофана митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в 1992 году представил Синоду вопрос о необходимости принятия под юрисдикцию Русской Православной Церкви прихода в Тунисе.
Настоятелем храмов в Тунисе был назначен священник Димитрий Нецветаев. С его приездом началось возрождение церковной жизни в Тунисе – храм стал родным не только для эмигрантов первой волны, но и для соотечественников, уехавших в Тунис позднее. Сегодня храмы в Тунисе объединяют духовно не только русских христиан, но и тунисцев, болгар, сербов, румын, палестинцев и граждан других стран.

И как  не задать вопрос именно в День Светлой Пасхи: а когда же  в России, в Крыму появится площадь Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской?


 Николай Сологубовский

Бизерта - Москва, 17 апреля 2020 года
________________________________________

 

Рекомендую для чтения.

Протоиерей Дмитрий Нецветаев - Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период

М.: Арт Волхонка, 2018. - 272 с: ил.

ISBN 978-5-906848-36-9

Книга  «Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период» протоиерея Д.Д. Нецветаева,  настоятеля русских православных храмов в Тунисе  - результат его многолетней и кропотливой работы в архивах и библиотеках Туниса, Санкт-Петербурга, Парижа и Рима, поездок по тунисской земле, посещения местных музеев и археологических памятников. Его книга   занимает сегодня первое  место среди российских исследований античного этапа в истории раннего христианства и евангелизации Карфагена и Римской империи.

 

 [1] При написании этой статьи использованы материалы интереснейшей книги Адальбера-Гюстава Амана «Повседневная жизнь первых христиан 95-197».
[2] I-III вв. были временем развития и становления в недрах Римской империи новой религии – христианства. Первый период продолжался со времени казни Иисуса Христа до начала II в., и обычно обозначается в литературе как Апостольский век. Первостепенную роль в этом сыграл апостол Павел, адресовавший христианскую проповедь к язычникам-неиудеям и много сделавший для распространения первохристианства за пределами Палестины.
[3] Важное значение в этот период имела Иудейская война (66-72 гг.), в ходе которой были физически уничтожены сторонники борьбы с Римом, был разрушен Иерусалимский храм - центр ортодоксального иудаизма. Для распространения первохристианства особое значение имело рассеяние иудеев, среди которых было немало и иудеохристиан, по всей Римской империи.
[4] В Суссе есть христианские катакомбы, места захоронения первых христиан.
[5] На вторую половину II в. и первую половину III в. приходится деятельность таких выдающихся христианских мыслителей как Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Киприан и Ориген. Двое из них, Тертуллиан и Киприан, жили в Карфагене.
[6] Период с середины III в. до начала IV в. - эпоха гонений на христиан. Удары, нанесенные христианству в период от императора Деция до императора Диоклетиана, были самым суровым испытанием за все время его существования.
[7] Киприан Карфагенский, родился после 200 г., в 246 г. принял крещение, с 248 г. - епископ Карфагена, крупнейший церковный авторитет. Сохранились его произведения и письма. Обезглавлен римлянами в 258 г.
[8] Цит. по «Жития св. Перпетуи».
[9] Цит. по «Жития св. Перпетуи».
[10] Римская империя к исходу IV в. становится христианской. На Карфагенском соборе в 418 г. был окончательно утвержден состав Нового Завета.







0
0
0



Комментировать


eskadra (написал комментарий 20 апреля 2020, 17:57)
Образ  Киприана завершен, по мнению Шмемана,  сиянием мученической смерти.
13 сентября 258 г. Киприана вызвали к проконсулу. Сохранились подлинные акты его допроса.
«Галерий Максим, проконсул, сказал:
- Ты Таский Киприан, папа сакрилегов?
– Киприан сказал:
– «Я»
– «Императоры предписывают тебе совершить жертвоприношения».
– «Я не подчиняюсь».
– «Советую тебе подумать».
– В столь праведном деле не требуется советов».
Посоветовавшись с ассесорами, проконсул прочел приговор: ..
- "Ты  показал себя врагом римских богов и священных законов. Августейшие императоры не могли убедить тебя вернуться к исполнению римских религиозных обрядов. В предостережение тем, кого ты вовлек в свое преступное сообщество, ты своею кровью заплатишь за нарушение законов. Таския Киприана обезглавить мечом»...
- «Deo gratia», – сказал Киприан.
На место казни его сопровождала толпа христиан с зажженными светильниками, с пением молитв. Его мученичество преобразилось в торжественный литургический акт...
За месяц до него «засвидетельствовал» и папа Ксист. Римская полиция застала его, окруженного духовенством, возглавляющим собрание христиан. Он был убит, сидя на епископском престоле, с ним был умерщвлен и его диакон Лаврентий.
Шмеман спокойно констатирует: единство Церкви и ее правда в те дни запечатлевались кровью мучеников...
И   он делает вывод:
«В гонении и соблазнах выковывается церковное сознание, укрепляется Церковь».
Протопресвитер Александр Шмеман. Его труд:

Исторический путь православия

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/istoricheskij-put-pravoslavija/2
Ответить
  eskadra (написал комментарий 21 апреля 2020, 14:02)
О Подвиге, Жертвенности и Святом духе.

Открытое письмо для N.N.

Вы прислали мне письмо на мою статью о «Первых христиан Карфагена», на которое я не могу не ответить.
Вот полный текст вашего письма:
«В книге о. Димитрия Нецветаева указывается, что мученичество было актом специальной духовной аскезы. Даже существовали специальные школы. Вера, наделявшая святых действием духа святого давала им особые способности и стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями.
Это был особый подвиг, на который по примеру Христа первохристиане, как правило, шли осознанно...
Вечная им память.»

И вот мой ответ…
Мученичество первых христиан не могло быть «специальной аскезой.
Никаких «специальных школ» не было. Были  христианские общины,  в которые вступали  по велению сердца самые разные люди: и бедные, и богатые.
А далее я натыкаюсь на ваше утверждение:
«Вера, наделявшая святых действием духа святого давала им особые способности и стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями».
Как возможно  написать такое?
Факт, что Вера дает  верующим     стоические качества!
Это верно и для православных, и для католиков, и для мусульман, и для буддистов, и для индуистов, и даже для  колдунов и их верных последователей в Африке, у которых своя вера!
Но абсолютно неверно утверждение, что это были «стоические качества, не совместимые с нынешними представлениями».
Чем нынешние представления отличаются от представлений древних поколений, первых христиан?
Разве мы не описываем наших предков, исходя из НАШИХ, НЫНЕШНИХ представлений?
И разве патриоты-индусы, которых англичане привязывали к дулам пушек, не обладали стоическими качествами?
А большевик Сергей Лазо, которого белогваргейцы  живого заталкивали в топку паровоза, не имел этих качеств?
А советские пограничники, которые, тяжелораненые, были схвачены фашистскими ублюдками    и  смеялись  им в лицо перед расстрелом…  Разве они не мученики?
А разве Александр Матросов, который бросился на абразуру,  чтобы спасти своих братьев,  не имел этих качеств мученичества и не действовал осознанно?
А когда советские кавалеристы, размахивая саблями, как рассказывал мне Батя,    бросались в атаку на немецкие танки, с криками «За Родину! За Сталина!»  -   разве они не были мучениками, обреченными на смерть, но совершающими Подвиг?  Разве не они приостановили фашистскую военную машину, надвигающуюся на золотоглавую Москву?
А моя Мама, старшая медсестра госпиталя для тяжелораненых в Оренбурге, вылечившая и вернувшая к жизни десятки раненых без ног и рук, изможденная трудом  и исстрадавшаяся душой православной, не была  наделена  действием духа святого?  
А те христианки и мусульманки, советские женщины, которые ковали  оружие для победы за токарными станками в чистом поле за Уралом и в Казахстане, под дождем и снегом , не  совершали осознанно массовый Подвиг? Разве они не Святые?
А  генерал-коммунист, которого гитлеровцы распяли на столбе в концлагере и поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую,  не был мучеником? Разве он не Святой для нас?
Молодогвардейцы Краснодона… Каким пыткам и мучениям   подвергли  их фашисты и местные предатели! Разве комсомольцы  не заслуживают ореола Святых?
И простая русская женщина, которая всю свою жизнь отдала сохранению Русской Веры, Русской Культуры, Русского языка, Православных Храмов, построенных русскими моряками в изгнании.. Разве Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская  не заслуживает быть в Пантеоне Святых?

Сегодня день траура по жертвам холокоста. Помянем и поклонимся…
Разве среди евреев  не было  мучениц и мучеников, идущих осознанно на верную смерть, спасая героически  других единоверцев?
Прошу внимательнее прочитать книгу   о. Димитрия Нецветаева… Очень прошу…
Каждое Время помнит Подвиги своих Героинь и Героев!
Сегодня  порадуемся  Воскресению  Христову, помня его жертву во имя Человечества.
Будем  молиться  чтобы  в  будущих  годах   не  было  кровавых  испытаний  ВЕРЫ!
Ни  Православной, ни Коммунистической, ни Мусульманской, ни Иудейской,  никакой другой!
Ибо Мир Вселенной, сотворенный Создателем,  един и неделим!
И пусть каждый из нас  своим  трудом на благо человеческого общества, трудом созидательным и творческим в многообразии проявлений,  доказывает верность своей Вере!

Николай Сологубовский,
21 апреля 2020 года.
Карфаген  - Москва

Рекомендую для чтения книгу  «Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период»
Автор - протоиерей Дмитрий Нецветаев М.: Арт Волхонка, 2018. - 272 с: ил.
ISBN 978-5-906848-36-9
Книга  «Жизнь Древней Карфагенской церкви в Римский период» протоиерея Д.Д. Нецветаева,  настоятеля русских православных храмов в Тунисе  - результат его многолетней и кропотливой работы в архивах и библиотеках Туниса, Санкт-Петербурга, Парижа и Рима, поездок по тунисской земле, посещения местных музеев и археологических памятников. Его книга   занимает сегодня первое  место среди российских исследований античного этапа в истории раннего христианства и евангелизации Карфагена и Римской империи.
Ответить