СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Пакту Рериха - 85 лет. В Сахаре гибнут сокровища...

15.04.2020 21:39

Уважаемые друзья!

Сердечно поздравляю вас с 85-летним Юбилеем Пакта Рериха и Всемирным Днем Культуры!

"Истинно, коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа. И возжем огонь сердца в немедленном претворении в действительность светоносных начал культуры и мира. Под Знаменем Мира, в мощном сердечном единении, <…>, пойдем к Единому Вышнему Свету"

Николай Константинович Рерих.


Пакт Рериха, подписанный 85 лет назад в апреле 1935 года, в наше время кровавых конфликтов актуален как никогда: несмотря на международное законодательство, принятое после катастрофической Второй мировой войны, варвары и фанатики продолжают уничтожать памятники культуры в разных частях света.

Достаточно вспомнить о буддийских скульптурах и других исторических артефактах в долине Бамиана, уничтоженных афганскими моджахедами, о взорванных националистами православных церквях в Косово, об уникальных экспонатах музея Кабула, разбитых религиозными фанатиками,  о разграбленных мародерами Национальном музее в Багдаде и Музее в Каире. Пострадали или исчезли бесследно сокровища мировой культуры в Ливии и Сирии, разрушаются мусульманские святыни и христианские храмы…
Как ни парадоксально звучит, но   в наш, казалось бы, цивилизованный век именно объекты Мировой Культуры оказываются беззащитными и уязвимыми. Но именно они сохраняют те духовные ценности, которые являются прочной основой мира и залогом будущего развития Человечества.

Сегодня становится особенно очевидным, что для решения задачи сохранения культурного наследия народов мира необходима консолидация усилий общественности, правительственных и негосударственных организаций разных стран, активизация личной инициативы и ответственности самих  граждан.
«Там, где культура, там и мир, – говорил Николай Константинович Рерих. – Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

С этими словами великого русского ученого предлагаем вам отправиться с книгой в путешествие по неповторимой своей красотой пустыне Сахара, чтобы увидеть сохранившиеся в течение тысячелетий уникальные рисунки и петроглифы неизвестных мастеров далекого прошлого и познакомиться с людьми, с которыми нам посчастливилось встретиться в 2005–2014 гг. И не будем забывать, что судьба многих картин, дошедших до нас и сохраненных во времена Ливийской Джамахирии, ставшей жертвой агрессии со стороны альянса НАТО, сегодня неизвестна…
И это вызывает огромную тревогу.

В книжные магазины Москвы поступила новая   книга  «Сахара. Искусство исчезнувших миров»  о наскальной живописи и петроглифах Сахары.
Авторы - А.Б. Подцероб, И.Н. и Н.А. Сологубовские.
Издательство Ключ-С, на русском и английском языках.
На  приложенном к книге диске ДВД – фильмы о сокровищах Великой пустыни, в том числе  фильм «Сахара.  Лувр под открытым небом»  и фотогалерея  о памятниках Культуры и Истории.

Текст комментария к фильму написан А.Б. Подцеробом.

Отметим, что один из авторов этого фотоальбома А.Б. Подцероб издал ставшие уже раритетом книги о сокровищах Сахары «Бескрайние просторы Сахары» (М.: Библос консалтинг, 2010) и «Сахара: в песках времени» (М.: Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2014) с фотографиями Н.А. Сологубовского и И.Н. Сологубовского.
Авторы книги организовали в Москве в 2011–2015 гг. несколько фотовыставок о наскальной живописи и петроглифах (в том числе в  Москве, в Международном Центре Рерихов и Центральном Доме Ученых,  а также в картинной галерее Музея И.Левитана в Плёсе ), которые прошли с большим успехом.

 


Публикую отрывок из   книги «Сахара. Искусство исчезнувших миров».

Сделай из твоей жизни мечту,
а из мечты – реальность.
Антуан Сент-Экзюпери


В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили-Аджер в Алжире, прилегающие к нему горы Акакус и вади Матхандуш в Ливии, а также Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана.
В отличие от алжирского Тассили-Аджера, с которым читатели знакомы по книгам французского исследователя А. Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для многих terra incognita.

Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, куда тоже добрались авторы книги, то, как сообщает ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны» и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».
Тем больший интерес представляют фотографии, снятые авторами книги в разных арабских странах, от Египта до Марокко и опубликованные на приложенном к книге диске. На них представлены удивительно сохранившиеся с тех древних времен четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый период – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12–10 тысячелетия до 8–4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей и изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш, а также в Тассили-Аджере.
Второй – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8–4 и завершившаяся за 4,5–1,5 тыс. лет до н.э., с фресками, на которых  изображены тщательно выписанные разными красками  одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены4.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане с XI в. до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало царство гарамантов.
Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» I в. до н.э. – V в. н.э.
И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются одна на другую, переплетаются, дополняя или контрастируя друг с другом.
Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре истории Человечества.
Значимость открытых в Северной Африке в 50-х гг. XIX века рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и дает ответы на вопросы о культурном наследии народов Средиземноморья, их взаимообогащении.

Например, рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни, нарисованные  на камнях по берегам давно высохших рек, в том числе, изображения людей или крокодила с длинными лапами, удивительно напоминают древнеегипетские фрески.
Дошедшие до нас из мрака и молчания тысячелетий послания людей, некогда населявших Сахару и Северную Африку, дают представление о труднодоступной сегодня, но живой в далеком прошлом пустыне. Члены экспедиций видели свою задачу в том, чтобы позволить зрителю познакомиться этим исчезнувшим миром, затерянным среди бескрайних песков, дать ему возможность прикоснуться к искусству, созданному на заре человечества, «перелистать» неизвестные доселе  страницы Истории.

Ведь в Великой пустыне находятся десятки тысяч наскальных рисунков и петроглифов, включенных  ЮНЕСКО в список Всемирного наследия Человечества.


Послесловие от 15 апреля 2020 года

Вот уже девятый год продолжается в Ливии  война, начатая бомбежками альянса НАТО 19 марта 2011 года. По поступающим сообщениям от ливийских патриотов, в огне этой войны гибнут бесценные сокровища Мировой Культуры.




0
0
0



Комментировать