СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

Кинофестиваль имени Вячеслава Тихонова

12.02.2018 21:30

Вячеслав Тихонов: но простят ли нас предки?!

На родине знаменитого артиста прошел посвященный ему кинофестиваль

Нина Катаева

12.02.2018

Вячеслав Тихонов: а простят ли нас предки?!

 

С 7 по 11 февраля 2018 года в Павловском Посаде Московской области проходил второй Международный кинофестиваль «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова. В этом городе родился и вырос народный артист СССР, которому 8 февраля исполнилось бы 90 лет.

На первом фестивале побывало около 4 тысяч человек, в этом году зрители также активны: конкурсов, как и в прошлом году, два – полнометражных фильмов и киносериалов, все помнят, что именно сериал «Семнадцать мгновений весны», удостоенный Госпремии СССР и принесший широкую известность их земляку, один из первых удачнейших образцов в этом жанре. Никто не забыл, как в августе 1973 года пустели улицы в городах и селах, когда по ТВ в первый раз демонстрировали шедевр Татьяны Лиозновой.

Когда в интервью я спросила Тихонова, чем объясняется невероятный успех сериала, он ответил, что этого не знает никто, потому что существует тайна искусства. Сказал, что на успех «Мгновений» работало все – и время, когда фильм вышел, и уникальная личность Юлиана Семенова, и актерский ансамбль, с точностью подобранный Лиозновой. Припомнил, что многое привносилось в фильм актерами, и режиссер внимательно всех выслушивала: у каждого было свое видение героического времени. «Не надо» произносилось только в крайних случаях. Татьяна Михайловна очень бережно, «по-матерински», относилась ко всем ролям в фильме – отчасти разгадка формулы успеха в этом, сказал актер,

Фестиваль «17 мгновений» создан по инициативе Фонда Тихонова по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
– Имя Вячеслава Тихонова неразрывно связано с всенародно любимым сериалом «Семнадцать мгновений весны», и главную задачу видим в том, чтобы вдохновить кинематографистов на создание новых многосерийных лент, а также фильмов для детско-юношеской аудитории и семейного просмотра, – сказала президент фонда и фестиваля, продюсер Анна Тихонова, дочь актера. – Критерии отбора – те постулаты, которыми руководствовался сам актер: профессионализм, психологизм, нравственность. Не менее важно открытие новых имен – будем вручать премию «Первое мгновение».

Работы конкурсантов оценивало жюри под председательством режиссера фильма «ТАСС уполномочен заявить», народного артиста России Владимира Фокина.

В конкурсе из 10 картин, рекомендованных для семейного просмотра, безусловным фаворитом стал фильм Вячеслава Росса «Сын» (главный приз, награды президента фестиваля и Марии Мироновой за лучшую женскую роль).

Лучший сериал – «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова, отмечены также сценарий – соавтор режиссера Алексей Бузин и музыка Юрия Потеенко.

Лучшими режиссерами названы Александр Касаткин («Три дня до весны» – картина поднимает проблемы ювенальной юстиции) и Константин Худяков за сериал «Хождение по мукам».

За лучшую мужскую роль награжден тандем Федора Добронравова и Романа Мадянова в фильме о стариках «Жили были» Эдуарда Парри, у картины и приз зрительских симпатий.

Лучшими актерами сериала стали Александр Яцко («Большие деньги» Марка Горобца) и Ваина Джоканте («Мата Хари Джулиуса Берга).

 Приз кинопрессы получил громкий фильм Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу «Завещание отца» (Киргизия) – о драмах, связанных с проблемой мигрантов в республике.

Лучший сценарист – режиссер фильма «Парень на мосту» Петрос Чараламбус (Кипр).

В двух конкурсах участвовали кинематографисты семи стран.

Региональное кино России представили Якутия и Башкортостан.

Сенсацией стала премьера внеконкурсной китайской картины Гу Ронга «Красный лебедь», в которой Тихонов снялся четверть века назад, но фильм никогда не видел. Лента рассказывает о трагических событиях времен «культурной революции».

В центре сюжета – взаимоотношения балерин, впервые занятых в постановке «Лебединого озера» под руководством советского балетмейстера. Зрители увидят сцены из самого популярного современного балета в Китае «Красный отряд женщин» и эмоционально снятый танец-полет лебедей под музыку Чайковского.

По словам министра культуры Московской области Оксаны Косаревой и главы города Олега Соковикова, фестиваль станет основным мероприятием Года Тихонова в Подмосковье.

В августе в Павловском Посаде предполагают открыть Дом-музей актера, поставить ему памятник, а также назвать его именем одну из центральных улиц города.

 

***

В детстве-отрочестве Вячеслава Тихонова ничто не предвещало блестящей кинокарьеры. Жил себе с родителями, отец на ткацкой фабрике, мать – воспитатель в детском саду, и с бабушкой-дедушкой в деревянном доме, учился в школе по соседству, потом в училище. Ходил с пацанами район на район, дрался, научился курить, собирать чинарики, сделал наколку – того требовали неписаные законы.

Рассказывал, как крепко держались мальчишки друг за друга внутри своего сообщества: если тебя предали, обязан был воздать за предательство, а предал ты, тоже получал сполна. Такие четкие нравственные устои были у ребят, которые взрослыми, сожалел артист, часто утрачиваются.

Так и сказал, что в той стране не было подхалимства, взяток – царили здоровые отношения, какие и должны быть между людьми. Самым страшным считалось, если тебя выбрасывали из компании, и ты становился одиноким. Так что детство запомнилось актеру добрыми людьми, и были это простые рабочие и их дети...

В 1945-м Вячеслав Тихонов поступил во ВГИК, на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. И вряд ли это было неожиданностью. С той самой компанией, конечно, ходил в кино. В кинотеатр «Вулкан». Поскольку телевидения еще не было, окошком в мир прекрасного стал для мальчишек кинематограф. По нескольку раз ходили на одни и те же фильмы, наблюдали великолепную игру Петра Алейникова, Марка Бернеса, Бориса Андреева, Николая Крючкова. Их фильмы уводили в иной мир, и подростки совершенно забывали, что это сыграно, и жили той жизнью, которая бурлила на экране. А фильмы тех времен рождали добрые чувства людей друг к другу, так что это замечательные наши актеры, признался любимец миллионов, позвали его в сказочный мир кино.

Из семи десятков фильмов Тихонова чуть ли не треть посвящены военной теме, он и дебютировал ролью Володи Осьмухина в герасимовской «Молодой гвардии». Снялся в ролях военных в «Майских звездах» и «На семи ветрах» у Станислава Ростоцкого.

А начиная, с «Жажды» Евгения Ташкова примерился к роли советского разведчика, заброшенного в тыл врага.

 В 1973-ем  году - грандиозный успех «Семнадцати мгновений весны», на волне которого не замеченной зрителем осталась роль офицера НКВД Млынского в трилогии о партизанах и военных разведчиках («Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага» Игоря Гостева).

И точку в этой теме Тихонов поставил в телесериале «ТАСС уполномочен заявить» (1984) также по роману Юлиана Семёнова, сыграв руководящего сотрудника советских спецслужб.

А разве забудешь его рядового Николая Стрельцова из военной драмы Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», сбежавшего из медсанбата к своим, несмотря на контузию и глухоту?

А фронтовика Левку Моргулиса из «Сочинения ко Дню Победы» Сергея Урсуляка, отмеченного призом «Кинотавра» (1999)?

В этом фильме Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов и Олег Ефремов играют летчиков-асов, бывших фронтовиков, для которых гримасы современной жизни оборачиваются ситуацией, требующей серьезного боя за свою честь…

 

Вячеслава Тихонова не нужно было спрашивать, как он готовился к съемкам в военных драмах. Он рассказал, что когда началась война, мальчишки поначалу восприняли этот факт не очень серьезно, на их памяти уже были две войны – финская и на Халхин-Голе. Думали, что и эта пройдет где-то там. Но когда увидели, как отнеслись к этому известию их отцы, а особенно когда они стали один за другим уходить на фронт, поняли – все очень серьезно. Уходя, отцы говорили сыновьям одно: «Береги мать».

В 41-м Славе Тихонову было 13 лет.

Говоря о постулатах Вячеслава Васильевича, достаточно вспомнить великих его гуманистов из фильмов Станислава Ростоцкого - учителя Мельникова («Доживем до понедельника», Госпремия СССР) или писателя Ивана Ивановича («Белый Бим Черное ухо», Ленинская премия, номинация на Оскар), оставивших в сердцах зрителей ощутимый след.

А был еще князь Болконский из «Войны и мира», Всеволод Константинович из «Утомленных солнцем», тракторист Матвей Морозов из «Дело было в Пенькове», подаривший актеру первое признание зрителей, архиерей Тихон в «Бесах» и Человек с нимбом в «Андерсене». Роли в фильмах Бондарчука, Михалкова, Ростоцкого, Таланкина, Рязанова.

Актер стал настоящим талисманом для Станислава Ростоцкого, снявшись в пяти его картинах. С режиссером они крепко дружили, а с его сыном Андреем часто ездили на рыбалку.

 

Времена перестройки Вячеславу Васильевичу дались нелегко – отказывался от ролей всевозможных шулеров, потерявших лицо депутатов и генералов, не стал вести курс во ВГИКе.

Полюбил уединение, и много времени проводил на даче на Николиной Горе, некоторые даже называли его отшельником.

Личная жизнь, как у всех, складывалась по-разному. Был дважды женат, у актера четверо внуков – двое взрослых от сына Владимира и подростки Слава и Гоша – дети Анны.

Тихонов  был   оптимистом:  он завершил  свое  одно интервью словами о том, что «нам всем предстоит долгий путь борьбы, но если не верить в счастливый исход, можно потерять сам смысл жизни».

 И добавил: «но  простят ли нам это предки?!»

 

http://www.stoletie.ru/kultura/vacheslav_tihonov_a_prostat_li_nas_predki_156.htm




0
0
0



Комментировать